ВОПРОС | ОТВЕТ |
существование — это | внешнее бытие вещей |
бытие — это | все то, что существует тем или иным способом |
в фундаменте постмодернистского сознания естествознания лежит не излюбленная модернистами метафора, изображающая нашу вселенную в виде галилеевской «книги природы», а допущение, согласно которому материальный мир, частью которого являемся и мы, есть ____________________(?), синтезирующий в себе такие гигантские эволюционные процессы, как физико-космическая эволюция, химическая эволюция, геологическая эволюция, биологическая эволюция, антропосоциогенез, исторический процесс самопроизводства человечества. | глобальный эволюционизм |
согласно э. ильенкову на всех последующих этапах обучения языку это обучение осуществляется только через ___________________(?) его собственной, уже сформированной и уже свершившейся и свершающейся предметной человеческой деятельности, так что логика реальной, специфически человеческой (целесообразной) деятельности всегда усваивается раньше, чем лингвистические схемы речи, чем «логика языка», и всегда служит основой и прообразом этой последней. | оречевление |
самого себя естествоиспытатель постмодернистской эпохи осознает уже не декартовским субъектом,не орудием гегелевской абсолютной идеи, посредством которого она якобы самосознает себя, он осознает себя одной из сложнейших __________________________(?) систем, активно и нелинейно взаимодействующей с многообразием иных синергетических систем, входящих в глобальный эволюционизм | синергетических |
прагматическую теорию истины развивали в своих работах (выберите 3 ответа) | чарльз сандерс пирс, уильям джеймс, джон дьюи |
экзистенциальную теорию истины развивали в своих работах (выберите 2 ответа) | жан-поль шарль эмар сартр, альбер камю |
в фундаменте постмодернистского сознания естествознания лежит не излюбленная модернистами метафора, изображающая нашу вселенную в виде галилеевской «книги природы», а допущение, согласно которому материальный мир, частью которого являемся и мы, есть ____________________(?), синтезирующий в себе такие гигантские эволюционные процессы, как физико-космическая эволюция, химическая эволюция, геологическая эволюция, биологическая эволюция, антропосоциогенез, исторический процесс самопроизводства человечества. | глобальный эволюционизм |
в фундаменте постмодернистского сознания естествознания лежит не излюбленная модернистами метафора, изображающая нашу вселенную в виде галилеевской «книги природы», а допущение, согласно которому материальный мир, частью которого являемся и мы | глобальный эволюционизм |
на каком уровне происходит создание научной картины мира? | на метатеоретическом |
для какого уровня характерно применение метода наблюдения? | для эмпирического |
для какого уровня характерно применение метода идеализации? | для теоретического |
на каком уровне происходит выработка научных гипотез? | на теоретическом |
какое из выражений наиболее точно: каждая из наук имеет свой собственный… | предмет исследования |
эпистемология разрабатыввется в рамках | наук о познании |
какой тип рациональности дольше всего доминировал в науке? | классический |
предложил «принцип терпимости», согласно которому можно выбирать («терпеть») любую избранную решением субъекта непротиворечивую логическую систему | рудольф карнап |
что является главной силой, определяющей способ существования человека в индустриальном обществе? | техника и технологии |
в философский дискурс ввели термин «ризома» (выберите 2 ответа) | жиль делёз, пьер-феликс гваттари |
что является главной силой, определяющей способ существования человека в индустриальном обществе? | техника и технологии |
бытие — это | то, что существует вне и незаивисмо от сознания |
какое направление современной мысли занимается исследованием бессознательного | психоанализ |
какое направление современной мысли занимается проблемами человеческого бытия | экзистенциализм |
предложил «принцип терпимости», согласно которому можно выбирать («терпеть») любую избранную решением субъекта непротиворечивую логическую систему | рудольф карнап |
полагал, что развитие научного знания происходит в результате конкуренции научно-исследовательских программ, составляющих «внутреннюю историю» науки | имре лакатос верно |
эпистемология разрабатыввется в рамках | наук о познании |
единственный метод изучения самосознания, согласно у. джеймсу | ретроспективный |
по канту, пространство и время — это | субъективные формы восприятия |
культура для человека — это | фактор интеграции его биологической и социальной ипостасей |
что является главной силой, определяющей способ существования человека в индустриальном обществе? | техника и технологии |
к сторонникам стадиально-цивилизационная модели развития общества относятся (выберите 2 ответа) | ясперс, ростоу |
характеристика языка, на которую указывал родоначальник феноменологии э. гуссерль | конвенциональность и, как следствие, относительность |
к какому типу систем относятся технические объекты? | естественно-искусственные системы |
социальный институт — это | вид социальной деятельности, определяемый нормами и установками |
что является главной силой, определяющей способ существования человека в индустриальном обществе? | техника и технологии |
какие потребности человека г. маркузе определяет как «ложные»? | потребности, которые навязываются особыми социальными интересами в процессе подавления индивида |
что оказывает наиболее сильное влияние на сознание индивида? | средства массовой информации |
отвергает общее для антиисторизма неопозитивистов и критических рационалистов убеждение в единственности, абсолютности и неизменности критериев научности и рациональности | томас кун |
по канту, пространство и время — это | субъективные формы восприятия |
отметьте несуществующий термин | sub-ego |
в применении к обществу ризома символизирует | хаотичность и отсутствие какой-либо определенной направленности социальных процессов |
культура для человека — это | фактор интеграции его биологической и социальной ипостасей |
указывает, что основная философема социализма, идейный стержень, на котором он держится как мировоззрение, есть положение о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних условий, | п.б. струве |
отметьте несуществующий термин | sub-ego |
с чем связаны вопросы, которые наука исключает, с точки зрения э.гуссерля, из своего поля зрения | с человеком, с богом |
в рамках какого философского направления реальность признается существующей вне и независимо от сознания человека? | объективизм |
в вопросе о субстанции рене декарт придерживался позиции | дуализма |
в рамках какого философского направления сущность всего считается непознаваемой? | агностицизм |
слово «философия» переводится как | любовь к мудрости |
в рамках какого философского направления реальность признается существующей вне и независимо от сознания человека? | объективизм |
“если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать” – этой крылатой фразой не только критикует, но и предупреждает об опасности атеистического общества великий французский философ | вольтер |
на каком уровне происходит создание научной картины мира? | на теоретическом |
отметьте несуществующий термин | sub-ego |
эмоционально окрашенное отношение и оценка различных социальных процессов — это сфера | социальной психологии |
какое направление современной мысли занимается проблемами человеческого бытия? | экзистенциализм |
материальным носителем информации является | знак |
какое направление современной мысли занимается исследованием бессознательного? | психоанализ |
каким тезисом можно выразить универсальность движения? | быть — значит сохранять определенные состояния при постоянных изменениях |
материя — это | объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания |
система — это | комплекс взаимосвязанных элементов |
свойство — это | способность вещи определенным образом соотноситься с другими вещами |
исходной точкой для достижения истины с. кьркегор называет | отчаяние |
какой элемент доминирует в психике, по фрейду? | бессознательное |
какой из элементов психики, по фрейду, занимается различением реального и воображаемого? | сознание |
какой из элементов психики, по фрейду, осуществляет репрессивные функции, мучая человека угрызениями совести? | сверхсознание |
основной отличительной чертой человека, согласно экзистенциалистам, является | наличие свободы |
кто из перечисленных ниже философов не является экзистенциалистом? | гадамер |
представителем философии русского космизма и автором концепции, «ноосферы» является | владимир иванович вернадский |
к основным направлениям современной философии не относится | сенсуализм |
к неофрейдистам не относится | ж.-ф. лиотар |
автор понятия «коллективное бессознательное» | к.г. юнг |
в рамках неофрейдизма | большое внимание уделяется анализу межличностных отношений |
к постмодернистам не относится | э. фромм |
в рамках неофрейдизма | большое внимание уделяется анализу межличностных отношений |
к постмодернистам не относится | э. фромм |
мир в рамках философии постмодернизма предстает | непознаваемым |
что такое ризома в философии постмодернизма? | символ неупорядоченного мира |
человек в рамках философии постмодернизма осуществляется в процессе | игры |
на абстрактно-философском уровне высказал идею единства мира, устремленного через необходимые последовательные этапы к некоему высшему своему состоянию, в котором реализуются все его потенции, в результате чего мир наконец станет самим cобой, | пьер де шарден |
в чем, согласно присту, состоит ошибка при решении проблемы сознания и тела? | в попытке свести физические понятия/явления к ментальным или наоборот |
что собой представляет проблема индивидуальности? | проблема собственного существования |
что из перечисленных утверждений, согласно присту, является основанием думать, что материя не существует? | эмпирическая недоступность материи и невыразимость ее понятия |
метод умозаключения от общего к частному | дедукция |
основателем эмпиризма традиционно считают | ф.бэкона |
выражение «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения» отражает позицию | эмпиризма |
основное утверждение рационализма заключается в том, что | разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека |
основным методом научного познания, по мнению ф. бэкона, должна стать | индукция |
философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa | дж. локк |
причинности как порождения одного другим, по мнению этого мыслителя, в нашем чувственном опыте нет, а в нем есть лишь следование одного за другим во времени. этим мыслителем является | д. юм |
все, что создано человеком, включая выведенные им растения и животных, составляет | техномассу |
кто из немецких классических философов являетс агностиком? | кант |
что лежит в основе развития, по гегелю? | субстанция-субъект |
к какому направлению философии принадлежит гегель? | идеализм |
бог принял человека как творение неопределенного образа. кто же тогда определяет его образ? | человек |
предвидение имеет силу тогда, когда | сохраняется свобода воли |
в чем заключена свобода воли? | будет избрана одна из двух возможностей |
над чем размышляет разум, по канту? | над идеями |
формы, в которых мыслит рассудок, по канту? | категории |
формы чувственности, по канту | пространство и время |
автор философии абсолютного тождества | шеллинг |
создатель теории «наукоучения» | фихте |
принципом наукоучения является | «абсолютное я» |
философ, утверждающий наличие развития в природе | шеллинг |
исходной точкой для достижения истины с. кьркегор называет | отчаяние |
настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа | с. кьеркегор |
философия сократа, с точки зрения ф. ницше, – это средство | навязать миру логические схемы |
необузданное, страстное, иррациональное, не имеющее никаких закономерностей и не ограниченное рамками стремление, идущее из недр самой жизни, ницше называет | дионисийским началом |
выход из бесконечной череды жизненных страданий, согласно воззрениям а. шопенгауэра состоит в | подавлении в себе воли к жизни, любой активности. |
является абсолютным началом бытия, с точки зрения артура шопенгауэра | воля к жизни |
процесс исторического развития рассматривается как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе в философии | к. маркса |
центральной категорией марксизма является понятие | практики |
диалектика мышления есть ни что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой природы и общества, — такая идея высказывается в философии | к. маркса |
человек в неклассической философии xix века рассматривается как | существо практически преобразующее реальность |
комплекс вопросов о сущности и строении разума, который был одновременно и вопросом о сущности и строении мира, становится главной темой | в классической философии |
отказывается от претензий на систематическую целостность при конструировании картины реальности, на способность разума постичь эту реальность, веру в естественную упорядоченность и разумность мира, на наличие в нем внутренней логики | неклассическая философия |
начинается переход к жесткой постмодернистской атаке на сами основания понимания природы философского знания | на этапе постнекласической философии |
мыслят философию исключительно как науку, полагают, что она должна строиться по типу любой другой “позитивной” науки и отвечать всем критериям научности | сторонники сциентизма |
отстаивают принципиальную несовместимость философского и научного подходов к миру и жизни | сторонники антисциентизма |
философия должна быть не размышлением о началах бытия, не рациональной формой его познания, а общим методом решения проблемы практической деятельности людей, причем главным в этой деятельности представляется ее результативность, — такова суть концепции | прагматизма |
полагает, что положения науки, должны рассматриваться, подобно любым верованиям, как привычки или готовность действовать | ч.пирс |
задачи философии, с точки зрения г.риккерта, могут быть выражены в одном предложении: она ищет облеченного в форму системы __________________, которое охватывает созерцание временного и созерцание жизни, и таким образом учит понимать жизнь во времени в связи со сверхвременной сущностью мирового целого? | мировоззрения |
для бергсона философствование равносильно непосредственному ______________? познанию мира. | интуитивному |
назовите мыслителя, который, как указывает г. риккерт, не только ясно понял, что на пороге двадцатого столетия широкие круги духовной европы жаждущими пальцами стали искать новый лейтмотив для построения мировоззрения, но сделал также из жизни, по крайней мере, в своем последнем труде, определенный центр своего собственного мышления, правда, таким путем, что, в сущности, произошло преодоление чистой философии жизни. | георг зиммель |
по сартру, чувство порождает поступок или порождается им? | порождается |
чтобы осуществить выбор в экзистенциальной ситуации, сартр предлагает | довериться инстинктам верно |
обращаясь за советом, человек | пытается переложить ответственность на советчика |
с.н.булгаков в работе «героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)» указывает, что русская интеллигенция ошибочно думала, чтоб русское просвещение и русская культура могли быть построены на ___________ как духовном основании, с полным пренебрежением религиозной культуры личности и с заменой всего этого простым сообщением знаний | атеизме |
как пётр бернгардович струве описывает основную философему социализма? (постарайтесь отвечать как представлено в тексте) | положение о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних условий |
как разумеет нигилизм семён людвигович франк? (постарайтесь отвечать как представлено в тексте) | отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей |
автор понятия «коллективное бессознательное» | что из перечисленного |
на абстрактно-философском уровне высказал идею единства мира, устремленного через необходимые последовательные этапы к некоему высшему своему состоянию, в котором реализуются все его потенции, в результате чего мир наконец станет самим cобой, | пьер де шарден |
пять: опровержение; ложное; несогласующееся с общепринятым; погрешность в речи и, пятое, принуждение собеседника к пустословию, т. е. к частому повторению одного и того же | |
в каком случае, с точки зрения ф.ницше прибегают к диалектике? | в том случае, когда нет никакого другого средства |
основной тезис автора: | материя и мышление обусловливают друг друга |
что из перечисленного, по мнению автора, человечество не в состоянии пережить: | состояние раскаленного газа |
чем автор объясняет возможность преодоления «тепловой смерти» вселенной? | мышление изобретет способ накопления и эффективного использования энергии |
в каком случае, с точки зрения ф.ницше прибегают к диалектике? | в том случае, когда нет никакого другого средства |
как существуют правила в «языковых играх»? | правила можно менять произвольно, пока не станет ясно, что каждая обоснована той или иной экзистенциальной функцией |
в рамках какого идеала рациональности сформировалась единая научная картина мира? | постнеклассического |
какие подходы позволили создать единую картину мира? | системный и эволюционный |
какой разрыв оказывается утранен в современной научной картине мира? | между органическим и неорганическим мирами |
общественная психология — это | эмоционально окрашенное отношение и оценка различных социальных процессов |
понятие «логос» в философском учении гераклита означает: | всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире |
по канту, отдельные явления познаются с помощью | ощущений и рассудка |
апостериорное доказательство – это доказательство, которое исходит из | опыта |
философско-мировоззренческая позиция, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания | антисайентизм |
не плакать, не смеяться, а понимать – это идеал | стоический |
все, что создано человеком, включая выведенные им растения и животных, составляет | техномассу |
допущение, согласно которому материальный мир, частью которого являемся и мы, есть глобальный эволюционизм, синтезирующий | постмодернистского сознания |
в рамках гносеологии философы размышляют о вопросах, связанных с проблемами | познания |
кто полагает основанием для изменений не экономику, а чаще всего технико-технологический базис | сторонники стадиально-цивилизационной модели развития общества |
не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие | пассионарность |
равновесие этноса с ландшафтным и человеческим окружением, т. е. превращение его в реликт, когда он находится в пережиточном (персистентном) состоянии, лишенном творческих сил — это | гомеостаз |
пассионарность обладает одним важным свойством: она | заразительна |
люди далекого прошлого совершенно точно знали, что попытка | рационалистического |
термин ___________________(?) означает исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности | нормальная наука |
согласно л. витгенштейну цель философии | логическое прояснение мыслей |
какие потребности человека г. маркузе определяет как «ложные»? | потребности, которые навязываются особыми социальными интересами в процессе подавления индивида |
что оказывает наиболее сильное влияние на сознание индивида? | средства массовой информации |
сколько целей и каких преследовали софисты с точки зрения аристотеля, перечислите их | таких целей пять: опровержение; ложное; несогласующееся с общепринятым; погрешность в речи и, пятое, принуждение собеседника к пустословию, т. е. к частому повторению одного и того же. |
рассматривает нигилистический морализм как глубочайшую черту духовной физиономии русского интеллигента | с.л. франк |
эксцентрическая позициональность человека — это | основа самосознания, способность дистанцироваться от самого себя |
какое место занимают в жизни человека другие люди? | через них человек сужает свой, изначально нелокализованный, круг бытия и тем самым понимает свою сущность |
какие антропологические законы сформулировал х. плеснер? | закон естественной искусственности, закон опосредованной непосредственности, закон утопического местоположения |
основная идея б.л. уорфа: | лингвистические формулы (языковые выражения), обозначая ситуацию, являются ключом к пониманию тех или иных поступков людей |
что является определяющим в языке и микрокосме хопи: | длительность, действие, подготовка события |
что является определяющим в языке и микрокосме носителей европейских языков: | пространственность, предметность, историческая изменчивость |
и протяжение и мышление уже не являются двумя разными субстанциями. они выступают как два главных атрибута, т. е. два неотъемлемых свойства одной и той же субстанции – эти идеи принадлежат | спиноза |
центром европейского просвещения в середине 18-го века была | франция |
«верую, ибо абсурдно» — формула, которой можно выразить соотношение веры и знания, как его понимал | тертуллиан |
что означает исходный тезис философии декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»? | если я мыслю, следовательно, я существую |
мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит | р. декарту |
что означает теримн «априорное»? | доопытное |
с каким философом не согласно большинство современных мыслителей? | с гегелем |
задачи философии, с точки зрения г.риккерта, могут быть выражены в одном предложении: она ищет облеченного в форму системы __________________, которое охватывает созерцание временного и созерцание жизни, и таким образом учит понимать жизнь во времени в связи со сверхвременной сущностью мирового целого? | мировоззрения |
для бергсона философствование равносильно непосредственному ______________? познанию мира. | интуитивному |
назовите мыслителя, который, как указывает г. риккерт, не только ясно понял, что на пороге двадцатого столетия широкие круги духовной европы жаждущими пальцами стали искать новый лейтмотив для построения мировоззрения, но сделал также из жизни, по крайней мере, в своем последнем труде, определенный центр своего собственного мышления, правда, таким путем, что, в сущности, произошло преодоление чистой философии жизни. | георг зиммель |
| герменевтика |
какое направление современной мысли занимается истолкованием текстов? | герменевтика |
| экзистенциализм |
какое направление современной мысли занимается проблемами человеческого бытия? | довериться инстинктам |
человек в неклассической философии xix века рассматривается как | существо практически преобразующее реальность |
в рамках какого филостофского направления сущность всего считается непознаваемой? | агностицизм |
слово «филосоция» переводится как | любовь к мудрости |
в рамках какого филостофского направления реальность признается существующей вне и независимо от сознания человека? | объективизм |
философская наука о познании — это: | гносеология |
философская наука о бытии — это | онтология |
философская наука о ценностях — это | аксиология |
в рамках гносеологии философы не занимаются | выработкой моральных норм, целей, идеалов поведения |
когда возникла философия? | в 1 тыс. до н.э. |
тип мировоззрения, который сложился исторически первым | мифологический |
тип мировоззрения, не относящийся к теоретическому уровню | обыденный |
тип мировоззрения, формирующийся в результате осознанной деятельности по осмыслению мира | философский |
в рамках какого типа мировоззрения происходит «удвоение мира» на естественный и сверхъествественный? | религиозного |
тип мировоззрения, основывающийся на деятельности воображения | мифологический |
тип мировоззрения, доминирующий в эпоху нового времени | научный |
антидогматический тип мировоззрения, в рамках которого вырабатываются одновременно знания и ценности | философский |
атомы движутся в пустом пространстве хаотично, сталкиваются и вследствие соотвествия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. так полагал | демокрит |
гераклит полагал, что начало всего сущего | огонь |
понятие «логос» в философском учении гераклита означает: | всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире |
помимо бытия, нет ничего. мышление и мыслимое есть бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем. так полагал | парменид |
идея о том, что знание есть припоминание, принадлежит | платону |
метод вопросов, предполагающий помощь собеседнику в осознании сути добродетели и мудрости — | майевтика |
все сущее происходит и состоит из двух основных начал — «формы» и «материи» | аристотель |
цель проповедуемого ими образа жизни — автаркия — «самодостаточность». так полагали представители школы | киников |
счастье — это отсутствие страха и страдания. так полагали представители школы | эпикурейцев |
цель проповедуемого ими образа жизни — атараксия — бесстрастие. так полагали представители | стоической школы |
не плакать, не смеяться, а понимать — это идеал | стоический |
предпочитали отрицательную теологию, согласно которой ни один атрибут, понятый нашему уму… | неоплатоники |
видел цель философии во спасении души | порфирий |
отметьте школу, в которой сократовская диалектика из орудия отыскания объективной истины превратилась в эристику — искусство спора. | мегарики |
основная проблема, решавшаяся философами милетской школы: | проблема первоначала |
анаксимен за первооснову всех вещей принимал | воздух |
источник происхождения всего сущего — некое бесконечное, «нестареющее» начало в представлении анаксимандра | апейрон |
произведения индийской философия пронизаны чувством неудовлетворенности и беспокойства за существующее положение вещей, потому она | пессимистична |
создавать и не присваивать, творить и не хва-литься, являться старшим и не повелевать – вот что называется глубочайшим | дэ |
будда увидел срединный путь, дающий зрение, дающий знание, по которому следует идти, ибо он ведет к умиротворенности, к сверхзнанию, к просветлению, к | нирване |
учение о спасении души | сотериология |
что познает философия, согласно х. ортега-и-гассету? | мир |
с кем связаны вопросы, которые наука исключает, с точки зрения э.гуссерля, из своего поля зрения? | человеком |
философия взывает к разуму больше, нежели к авторитету, и этим она подобна | науке |
все сущее происходит и состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». | аристотель |
учение о спасении души | сотериология |
не плакать, не смеяться, а понимать – это идеал | стоический |
автором априорного доказательства является | ансельм кентерберийский |
апостериорное доказательство – это доказательство, которое исходит из | опыта |
учение о спасении души | сотериология |
отметьте школу, в которой сократовская диалектика из орудия отыскания объективной истины превратилась в эристику — искусство спора. | мегарики |
предпочитали отрицательную теологию, согласно которой ни один атрибут, понятный нашему уму, нельзя приписать богу, ибо он бесконечно далек, совершенен и велик. | неоплатоники |
и протяжение и мышление уже не являются двумя разными субстанциями. они выступают как два главных атрибута, т. е. два неотъемлемых свойства одной и той же субстанции – эти идеи принадлежат | б. спинозе |
цель проповедуемого ими образа жизни — автаркия — “самодостаточность”. так полагали представители школы | киников |
счастье – это отсутствие страха и страдания. так полагали представители школы | эпикурейцев |
цель проповедуемого ими образа жизни —“атараксия” — бесстрастие. так полагали представители | стоической школы |
учение о спасении души | сотериология |
то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных впечатлениях или изменениях, производимых в нас этими веществами… — такое определение гольбах дает | материи |
предвидение имеет силу тогда, когда ____________________? | сохраняется свобода воли |
бог принял человека как творение неопределенного образа. кто же тогда определяет его образ? | человек |
подчеркивают значимость и определяющую роль в богопознании необъективируемого духовного опыта | мистики |
разрабатывал так называемую «метафизику света» и теорию «зародышевых доказательств» | бонавентура |
«единое есть все» — эта формула | неприемлема для христианского теизма |
система взглядов, которые стремятся к отождествлению понятий «бог» и «природа» носит название | пантеизм |
разрушил важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса | николай коперник |
мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён богом из ничего, называется: | креационизм |
главная задача христианских апологетов состояла в: | в обосновании преимуществ христианства перед язычеством |
название периода творческого служения «отцов церкви» (iii-viii вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики: | патристика |
выдающийся представитель патристики, автор книг «исповедь», «о граде божьем» | августин |
схоластика – это: | тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем |
«верую, ибо абсурдно» — формула, которой можно выразить соотношение веры и знания, как его понимал | тертулиан |
считали универсалии реально существующими, причем существование универсалий, предшествует существованию отдельных вещей представители | реализма |
предвосхитил экспериментально—математический метод исследования природы. | леонардо де винчи |
в чем заключена свобода воли? | в выборе |
учение о спасении души | сотериология |
принцип, согласно которому бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека | провиденциализм |
кто из немецких классических идеалистов является субъективистом? | фихте |
как кант призывает пользоваться разумом? | публично высказывая свое мнение о существующем порядке верно |
односторонний взгляд на какой-либо объект гегель называет абстрактным или конкретным? | абстрактным |
в вопросе о субстанции рене декарт придерживался позиции | дуализма |
простая неделимая субстанция согласно лейбницу | монада |
внешний мир не существует независимо от восприятий, бытие вещей состоит в их воспринимаемости – полагал | дж. беркли |
центром европейского просвещения в середине 18-го века была | франция |
“если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать” – этой крылатой фразой не только критикует, но и предупреждает об опасности атеистического общества великий французский философ | вольтер |
причиной неравенства в человеческом обществе ж.-ж. руссо считал | собственность |
пока люди живут без общей власти, они, с точки зрения гоббса, находятся в состоянии…..? верно | войны |
по общественному договору человек, как полагает руссо, теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть, а что же он приобретает | свободу гражданскую и право собственности |
что означает исходный тезис философии декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum» | если я мыслю, следовательно, я существую |
мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит: | р.декарту |
и протяжение и мышление уже не являются двумя разными субстанциями. они выступают как два главных атрибута, т. е. два неотъемлемых свойства одной и той же субстанции – эти идеи принадлежат | б. спинозе |
внешний мир не существует независимо от восприятий, бытие вещей состоит в их воспринимаемости – полагал | дж. беркли |
пока люди живут без общей власти, они, с точки зрения гоббса, находятся в состоянии…..? | войны всех против всех |
по общественному договору человек, как полагает руссо, теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть, а что же он приобретает? | свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает |
то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных впечатлениях или изменениях, производимых в нас этими веществами… — такое определение гольбах дает | материи |
чьи мысли продолжает развивать фихте в своем учении? | канта |
с чем фихте отождествляет «я»? | с сознанием |
кто из немецких классических идеалистов является субъективистом? | фихте |
как кант призывает пользоваться разумом? | публично высказывая свое мнение о существующем порядке верно |
односторонний взгляд на какой-либо объект гегель называет абстрактным или конкретным? | абстрактным |
каково назначение ученого, по фихте? | совершенствовать человечество |
кто «разбудил канта от догматического сна»? | юм |
что означает теримн «априорное»? | доопытное |
на чью философию опираются большинство современных мыслителей? | канта |
с каким философом не согласно большинство современных мыслителей? | с гегелем |
метод рассуждения от частного к общему | индукция |
вопрос с множеством выбором | ИСТИНА |
найдите лишнее понятие | перфекционизм |
представитель герменевтического направления в философии | п.рикер |
«опровержение; ложное; несогласующееся с общепринятым; погрешность в речи и…,принуждение собеседника к пустословию…» определил как цели, которые преследуют софисты | аристотель |
взрывообразный рост могущества того или иного этноса и смену одних этносов другими за счет воздействия на него космической энергии объясняет | гумилев |
термин «апостериорное» означает | полученный в результате опыта |
идея о том, что, если науку ценят за ее достижения, то миф мы должны ценить в сотни раз выше, поскольку его достижения несравненно более значительны | полю карлу фейерабенду |
создал концепцию эпистемологического анархизма | пол карл фейерабенд |
особенность знаков-символов заключается в том, что они | основаны на конвенциональных правилах использования, имеют смысл только в определенных ситуациях |
особая формы бытия, отличная от природы (естественной формы) | общество |
технический прогресс — это | последовательное преобразование трудовых функций человека в функции технических средств |
идея, лежащая в основе технического пессимизма | техника — разрушительная сила, порождающая общественные проблемы, разрушение социальности |
какой тип законов реализуется в технике | природные и социальные законы |
в чем проявляется один из аспектов относительной самостоятельности техники | техника проявляет неожиданные социальные свойства, не входившие в цели изобретателей |
отвергает общее для антиисторизма непозитивистов и крит рационалистов | томас кун |
комплекс элементов с устойчивыми связями между ними | системой |
системность это | один из критериев научности |
одной из форм научного познания не является | индукция |
филосов, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa | дж. локк |
опровержение; ложное; несогласующееся с общепринятым; погрешность речи … софисты | аристотель |
с позиции объективизма | мир существует независимо от воспринимающего субъекта |
по общественному договору человек, как полагает ж.ж. руссо, теряет свою естественную свободу, а приобретает | свободу гражданскую |
в статье «героиз и подвижничество | с.н. булгаков |
язык представляет собой | систему знаков, организованную и функционирующую по опред правилам |
способность к опережающему отражению обеспечивается | психикой |
мыслится как всеединая, нелинейная, самоизменяющаяся | глобальный эволюционизм |
«верую, ибо абсурдно» — формула, которой можно выразить соотношение веры и знания, как его понимал | тертулиан |
единое есть все это формула | неприемлима для христианского теизма |
единая научная картина мира, объединяющая живую и неживую природу | современной науки |
автором этнокосмологической гипотезы историко-культурного процесса | лев николаевич гумилев |
социальная деятельность, определяемая нормами и установками, носит общее название | социальный институт |
как верное средство обратить человека к познанию своей души | сократом |
философия наука о познании | гносеология |
способность к созданию сиволических систем явл | одним из культурных оснований чел бытия |
представителем особого иррационалистического направления в философии | анри бергсон |
одной из направлений современной философии | герменевтика |
опирается на понимание — обнаружение смысла посредством интерпретации | герменевтика |
качественная определенность вещей это | сущность |
проблема интерпретации текстов разрабатывается в рамках | герменевтика |
чье учение представляет собой развитую диалектическую систему | гегеля |
в неклассической философии преобладает | аксиологическая проблематика |
«сомнение приходит после веры » развитая | л. виткенштейн |
в концепции томаса куна исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений носит название | нормальная наука |
поход, берущий свое начало от античных софистов, основанный на предположении о том что нет абсолютной истины | софистика |
указывает, что основная философема социализма | п.б. струве |
какой из видов мировоззрения не явл систематизированным | искусство |
для эмпирического уровня научного познания не характерно прим метода | идеализации |
все, что создано человеком, включая выведенные им растения | техномассу |
пока люди живут без общей власти они, с точки зрения т. гоббса | войны всех против всех |
философия наука о бытии | онтология |
тип мировоззрения доминирующий в эпоху нового времени | научный |
произведением эпохи возрождения, в котором нашло яркое выражение и философское обоснование гуманистическое учение | «речь о достоинстве человека» джовании пика делла мирандолы |
чем дальше человек стоит от научной лаборатории, тем более он иногда бывает склонен преувеличивать | и.а. ильин |
способность вещи определенным образом соотноситься с другими вещами | свойство |
если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать | вольтер |
выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка | людвиг витгенштейн |
допущение, согласно которому материальны мир, частью которого являемся и мы | постмодернисткого сознания |
утверждает, что истинность знания не в том, что оно соответствует действительности | когерентная теория истины |
«человек природный», «человек социальный» | три измерения бытия человека |
предметом философии является | ИСТИНА |
как одну из черт древнеиндийской философии можно выделить ее | синергетизм |
г. риккерт, представитель неокантианства, отстаивая свои | философией жизни |
длительный период детства необходим человеку для того, чтобы | освоить соц нормы поведения и культурные ценности |
характеристикой экзистенциальной ситуации не является | полная предсказуемость последствий выбора |
одной из форм научного познания не является | индукция |
лев николаевич гумилев определил эффект энергии живого вещества | пассионарность |
высшая форма активного отражения является | сознание |
внешний мир не существует независимо от восприятий, бытие вещей | дж. беркли |
к методам научного познания не относится | предсказание |
с точки зрения герменевтики, в «ткани» текста переплетаются | смыслы |
способ функционирования вселенной как живого организма, приходящий на смену первобытному хаосу | дао |
отстаивают принципиальную несовместимость философского и научного подходов к миру и жизни | сторонники антисциентизма |
объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания | материя |
автором «этнокосмологической гипотезы» | лев николаевич гумилев |
группа людей, находящихся в непосредственном визуальном контакте, называется | социальный атом |
к диалектике прибегают только в том случае, когда нет никакого другого средства | ницше |
сфера высших, неутилитарных ценностей человек это сфера | духа |
представитель французского механистического материализма | ж.о. ламетри |
в истории техники различают следующие периоды | период ручных орудий, период мех устройств |
в человеке современную философию интересует, прежде всего | внутренний мир |
целостность компонентов внешнего и внутреннего опыта человека | самосознание |
согласно философии какого мыслителя в основе развития всего сущего лежит субстанция субъект | гегеля |
в философии буддизма истинной причиной страдания является | жаджа наслаждения |
функция сознания, выражающаяся в формировании понятий и оперировании с ними | мышление |
сущность человека как особого рода бытия является предметом | философской антропологии |
наука о бытии | онтология |
одно из направлений современной философии | герменевтика |
тип мировоззрения , который сложился исторически первым | мифологический |
искусство толкования текстов | герменевтика |
| знак |
определил цель философии как логическое прояснение мыслей | людвиг витгенштейн |
счастье – это отсутствие страха и страдания. так полагали представители школы | эпикурейцев |
в статье «героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)», изданной в сборнике «вехи» в 1909 году называет русскую революцию интеллигентской | с. н. булгаков |
когда возникла философия? | в 7-6 в. до н.э. |
любая перемена состояния вещи определяется как | движение |
познание сущности всего невозможно в философии | канта |
равновесие этноса с ландшафтным и человеческим окружением, т. е. превращение его в реликт, когда он находится в пережиточном (персистентном) состоянии, лишенном творческих сил, лев николаевич гумилев называет | гомеостаз этноса |
цель проповедуемого ими образа жизни —“атараксия” — бесстрастие. так полагали представители | стоической школы |
протяженность — главный атрибут | пространства |
идея о том, что знание есть припоминание, принадлежит | платону |
в основе технического оптимизма лежит идея | научно-технического прогресса, который разрешит все общественные процессы |
цель проповедуемого ими образа жизни —“атараксия” — бесстрастие. так полагали представители | стоической школы |
протяженность — главный атрибут | пространства |
системность — это | один из критериев научности |
счастье – это отсутствие страха и страдания. так полагали представители школы | эпикурейцев |
уменьшение неопределенности в отношении взаимодействующих систем называется | информацией |
в статье «героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)», изданной в сборнике «вехи» в 1909 году называет русскую революцию интеллигентской | с. н. булгаков |
одна из функций научного познания | объяснение |
воплощение культурных ценностей приемущественно в материальной форме фиксируется в категории | цивилизация |
к познанию мира человека ведет свободное самодвижение «субъективного духа», несущего в себе искру духа абсолютного, так полагал | гегель |
практикой в диалектико-материалистическом понимании является | вся совокупность человеческой преобразовательной деятельности |
к критериям научности знания не относится | образность |
вид познавательной деятельности, для которого не характерно стремление к выявлению глубинной сущности | обыденный |
объект научного познания — это | действительность в целом |
рецептурный характер носила | преднаука древнего востока |
к уровням организации научного знания не относится | метафизический |
на каком уровне происходит выработка научных гипотез | на теоретическом |
для какого уровня характерно применение метода идеализации | для теоритического |
для какого уровня характерно применение метода наблюдения | для эмпирического |
на каком уровне происходит создание научной картины мира | на метатеоретическом |
принцип, согласно которому каждое утверждение в науке должно быть подтверждено опытом | принцип верификации |
субъектом науки не может выступать | отдельный этнос |
какое из выражений наиболее точно: каждая из наук имеет свой собственный… | предмет исследования |
предмет познания естественных наук — это | природа |
эпистемология разрабатывается в рамках | наук о познании |
группа методов, долгое время доминировавших в науке | естественно-математические |
к типам научной рациональности не относится | постклассический |
какой тип рациональности дольше всего доминировал в науке | классический |
выдвинули требование к философам отказаться от поисков первопричин, которыми занималась бесплодная «метафизика», представители | первой волны позитивизма |
главной задачей считали создание теории научного познания, которая выражалась, прежде всего, в программе «очищения опыта», представители | второй волны позитивизма |
в основе жизни лежит принцип наименьшей траты сил, а так как познание является аспектом жизни, то этот принцип распространяется и на познавательные процессы, в познании он выступает в форме принципа экономии мышления, — так полагал | рихард авенариус |
принцип, согласно которому только то предложение имеет смысл, которое прямым или косвенным образом допускает сведение к предложениям, обозначающим непосредственный чувственный опыт индивида, или протокольным предложениям ученого (фиксация опыта в предложении), — носит название принципа | верификации |
предложил «принцип терпимости», согласно которому можно выбирать («терпеть») любую избранную решением субъекта непротиворечивую логическую систему | рудольф карнап |
полагал, что развитие научного знания происходит в результате конкуренции научно-исследовательских программ, составляющих «внутреннюю историю» науки | имре лакатос |
провозгласил замену принципа верификации принципом фальсификации | поппер |
развитие науки, происходит через периодическую коренную трансформацию и смену ведущих научных представлений и техники исследования (парадигм), т.е. через периодически повторяющиеся научные революции, по мнению | томаса семюэла куна |
с точки зрения фейрабенда этот термин призван обосновать плюрализм в методологии научного познания | пролиферация |
приходит к выводу, что познание представляет собой скорее возрастающий океан взаимно несовместимых (и, может быть, даже несоизмеримых) альтернатив, в котором каждая отдельная теория, каждая волшебная сказка, каждый миф являются частями одной совокупности, взаимно усиливают, дополняют друг друга и благодаря конкуренции вносят свой вклад в развитие нашего сознания. | фейерабенд |
направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого — выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и, в частности, построение на этой основе теории эволюции науки. | эволюционная эпистемология |
принцип возрастания и инвариантности знания под влиянием изменений условий опыта лежит в основе | генетической эпистемологии |
считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний | кумулятивизм |
полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся | аккумулятивизм |
характеризовалась возникновением теории относительности и квантово-полевой картины мира | вторая научная революция |
учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности | неклассический тип рациональности |
расширяет поле рефлексии над деятельностью, учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. | постнеклассический тип рациональности |
общество — это | устойчивая система связей и отношений между людьми |
к социальным функциям человека относятся | труд и сознания |
техномасса — это | все то, что создано человеком, включая растения и животных |
во взаимосвязи человека и общества, человек является | предпосылкой и результатом социальных отношений |
что побуждает человека к взаимодействию с другими людьми | потребности в определенных условиях существования |
«социальный атом» — это | группа людей,находящихся в непосредственном визуальном контакте |
общественные отношения по своей природе бывают | материальными и духовными |
политическая подсистема общества включает | социальные группы, общественные организации, политические институты, государство |
уровни общественного сознания | обыденный и теоретический |
социальная психология — это | эмоционально окрашенное отношение и оценка различных социальных процессов |
предметом социальной философии является | особый вид реальности, отличный от природы и жизни отдельных индивидов |
к основаниям существования и функционирования общества относятся | природные условия, интерсубъективность, духовность |
с точки зрения субъективного идеализма основой общественных отношений является | сознание людей |
движущими силами материального производства являются | производительные силы и производственные отношения |
социальный институт это | вид социальной деятельности, определяемый нормами и установками |
государство — это | аппарат управления обществом посредством реализации отношений власти |
цивилизация — это | воплощение культурных ценностей преимущественно в материальных формах |
основанием для изменений полагает не экономику, чаще всего технико-технологический базис полагают | сторонники стадиально-цивилизационной модели развития общества |
к сторонникам стадиально-цивилизационной модели развития общества относятся | ясперс; ростоу |
к сторонникам локально-цивилизационной модели развития общества относятся | данилевский; тоинби |
пятью культурными типами: западным, православно-христианским, исламским, индуистским и дальневосточным представлен цивилизационный период в творчестве | тоинби |
исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития, сторонники | локально-цивилизационной модели развития общества |
теории о линейном характере развития общества впервые появляются | в эпоху средневековья |
в применении к обществу ризосома символизирует | хаотичность и отсутствие какой-либо определенной направленности социальных процессов |
в философский дискурс ввели термин ризосома | делез; гваттари |
мир в целом, и общественная жизнь людей представляет собой совокупность огромного множества явлений, «единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни», — эта положение выражает позицию | антиисторизма |
к сторонникам антиисторизма относятся | хайек;мизес |
а. шопенгауэр, ф. ницше, многочисленные представители экзистенциализма, сторонники | идеи регрессивного развития |
трактует человеческую историю как неравномерное изменение этносов, детерминированное пассионарностью молодых, творческих, заряженных избыточной энергией общностей, борющихся за жизненное пространство со старыми, находящимися на стадии нисхождения в силу доминирования в их структуре субпассионариев | гумилев |
экстраполировал идею экономической цикличности и длинных экономических волн на социокультурную реальность | сорокин |
главной опасностью для общности в постсовременном мире становится | ее информационная отсталость |
характеризует общность с точки зрения способа ее взаимодействия с внешним миром и означает свободу перемещения людей, товаров, сырья, финансов, идей и вообще любых материальных и духовных ценностей | открытое общество |
в эпоху глобализации главным средством ресурсного обеспечения людей как в сфере взаимодействия с природой, так и в сфере отношений друг с другом | научно-технический прогресс |
автором интеллектуальной конструкции о конце истории является | фукуяма |
макрокосм — это | вселенная |
традиционно человек рассматривается как единство | тела души и духа |
душа человека — это | переживания, эмоции и мысли человека |
дух человека — это | сфера высших, неутилитарных ценностей |
предметом философской антропологии является | сущность человека как особого рода бытия |
причина, по которой невозможно создать общее (синтетическое) учение о человеке, собрав все существующие представления о нем | принципиально разные предпосылки этих представлений |
природные основания человека | особые анатомо-морфологические признаки и длительный период детства |
культурные основания человека | способность к созданию символических систем |
суть антропологического кризиса | отсутствие единой идеи человека |
роль сми в антропологическом кризисе | формирование толпы, массы, наблюдающей события со стороны и не несущей ответственности за эти события |
с точки зрения марксистско-ленинской философии, человек — это | биосоциальная система |
человек природный — это | абстракция, имеющая реальные основания |
по мнению ж.-ж. руссо, отношение между природным и социальным в человеке следующее | чем меньше в человеке социальности, тем больше в нем истинно человеческого |
с точки зрения марксистско-ленинской философии, отношение между природным и материальным таково | человек — часть общества, но общество не исчерпывает всего человека |
три измерения бытия человека | человек природный;социальный;духовный |
фактор, интегрирующий биологическую и социальную ипостаси человека | культура |
что является главным признаком самостоятельности личности | ответственность |
герменевтика это | искусство толкования текстов |
один из принципов герменевтики | необходимостьвыявить замысел автора |
идея в. фон гумбольдта, изменившая представление о языке | язык является самостоятельным началом, создающим, а не отражающим реальность |
суть критики языка философом-экзистенциалистом м. хайдеггером: | современный язык является неподлинным в силу своей формализованности, связанности логикой и грамматикой |
характеристика языка, на которую указыввал родоначальник феноменологии э. гуссерль | конвенциальность и, как следствие, относительность |
согласно швейцарскому лингвисту ф. де соссюру, речь, в отличии от языка, представляет собой | свободный акт человеческого творчества |
семиотика — это | теория знаков и знаковых систем |
техника — это | любое техническое устройство или прием, помогающие сделать действия человека эффективными |
к какому типу систем относятся технические обьекты | естественно-искусственные системы |
к иллюзиям по поводу техники относится утверждение о том, что | техника является нейтральной по отношению к человеку |
предметом изучения философии техники является | феномен техники в целом, внутренние законы ее развития и место в общественной жизни |
в чем состоит смысл техники с точки зрения деятельностного подхода | в усилении органов человека и возможностей его деятельности |
принципы, лежащие в основе создания технических средств | принцип функционального моделирования и принцип дополнительности |
к основным направлениям современной философии не относится | сенсуализм |
современную философию не интересуют вопросы, связанные с | поиском истины |
какое направление современной философии занимается истолкованием текстов | герменевтика |
какое направление современной философии занимается исследованием бессознательного | психоанализ |
какое направление современной философии занимается проблемами человеческого бытия | экзистенциализм |
какой элемент доминирует в психике, по фрейду | бессознательное |
какой из элементов психики,по фрейду, занимается различением реального и воображаемого | сознание |
какой из элементов психики, по фрейду, осуществляет репрессивные функции, мучая человека угрызениями совести | сверхсознание |
кто из перечисленных ниже философов не является экзистенциалистом | гадамер |
основной отличительной чертой человека, согласно экзистенциалистам, является | наличие свободы |
к неофрейдистам не относится | ж.-ф. лиотар |
автор понятия «коллективное бессознательное « | к.г. юнг |
в рамках неофрейдизма | большое внимание удиляется анализу межличностных отношений |
к постмодернистам не относится | э. фромм |
мир в рамках философии постмодернизма предстает | непознаваемым |
что такое ризосома в философии постмодернизма | символ неупорядоченности мира |
человек в рамках философии постмодернизма осуществляется в процессе | игры |
бытие это | все то, что существует тем или иным способом |
сущность — это | качественная определенность вещей |
существование это | внешнее бытие вещей |
парменид характеризует бытие как | единое и неделимое |
демокрит отождествляет бытие с | атомами |
идеализм — это философское направление, которое исходит из | идеи о том, что основа мира нематериальна |
свойство это | способность вещи определенным образом соотноситься с другими вещами |
система это | комплекс взаимосвязанных элементов |
материя это | объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания |
учение о бытии называется | онтология |
небытие — это | отсутствие наличного, качественно определенного существования |
субстанция — это | неизменная, неуничтожимая основа бытия |
что обеспечивает бытие/существование вещи | устойчивые связи между ее частями |
пространство — это | протяженность |
время — это | длительность |
движение — это | любая перемена состояния вещи |
каким тезисом можно выразить универсальность движения | быть — значит сохранять определенные состояния при постоянных изменениях |
большинство исследователей отмечают, что самостоятельное творчество в области философии обнаруживается в россии | во второй половине 18 века |
показал, чем отличается развитие россии от развития запада, и выдвинул идею о том, что русские могут строить свое будущее, используя исторический опыт народов европы, и могут избежать их ошибок, повинуясь голосу просвещенного разума в своей работе «философические письма» | п.я. чаадаев |
выступали за преодоление отсталости россии, выражавшейся в реликтах патриархального общественно-экономического и нравственного уклада (выделите 2 ответа) | белинский и грановский |
указывали на самобытный характер развития российского общества и его культуры, основой самобытности россии и русской культуры считали православие, которое, будучи прямым продолжателем традиций византийской патристики, в гораздо большей степени, чем западные католицизм и протестантизм, сохранило чистоту христианской веры (выделите 2 ответа) | хомяков и самарин |
термин «соборность» в философии славянофилов обозначает | свободное духовное единение людей в церковной жизни |
оформление «русской идеи» через понимание, что россия как крупнейшее государство должна стать инициатором и главной опорой духовного объединения христианства принадлежит | соловьеву |
был подчинен оправданию мира, включающего материальный космос и здешнее бытие с его хозяйственной деятельностью и исторической реальностью, далекой от совершенства, основной пафос религиозно-философских исканий | булгакова |
отцом русского космизма чаще всего называют | николая федоровича федорова |
свобода истолковывается не как врожденная, природная или социальная способность человека, а как первичная и фундаментальная реальность, проникающая во все сферы бытия – космос, общество и самого человека | николаем александровичем бердяевым |
занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции | владимир ильич ульянов(ленин) |
в трудах многих русских философов, таких как с.н. булгаков, п.а. флоренский, с.л. франк, присутствует идея синергии, суть которой | в сотрудничестве бога и человека в деле преобразования материального мира |
культурно-общественное движение русской эмиграции 20–40-х годов xx века, которое признавало самобытный путь развития россии, обусловленный наличием в ее культуре откровенно восточных элементов. | евразийство |
истинный национализм с точки зрения н.с. трубецкого | основан на признании необходимости самобытной национальной культуры |
философская концепция, развивающая комплекс представлений о гармоническом единстве человека и вселенной, о их своеобразной взаимозависимости и взаимопроникновении, а также о средствах достижения такого состояния | антропокосмизм |
«общее дело» с точки зрения великого русского мыслителя н. ф.федорова состоит (выберите 2 ответа) | во всеобщей регуляции природы,управлении ее силами и в воскрешении предков |
настаивал на применении к человеку искусственного отбора, с целью совершенствования человечества в целом | константин эдуардович циолковский |
представителем философии русского космизма и автором концепции «ноосферы» является | владимир иванович вернадский |
изменения, которые не затрагивают сути предмета | внешние |
если новое, появившееся в процессе развития, качественно отличается от исходного большей жизнеспособностью, гибкостью, сложностью, способностью к дальнейшему развитию, богатством реализо-ванных возможностей, то можно говорить о том, это | прогрессивное развитие |
системный эффект, возникающий при усложнении организа-ционной структуры, проявляющийся в том, что в системе появляется новое свойство, не присущие элементам этой системы — | эмерджентность |
эмерджентная концепция развития сложилась в работах | сеэмюэль александер морган конви ллоид |
исходит из допущения принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка из хаоса, делает акцент на нестабильности открытых систем, многообразии путей их изменения и развития, условиях устойчивого развития сложных структур | синергетика |
к основным принципам диалектики относят | принцип всеобщей связи; принцип становления; принцип историзма |
выдвинул идею открытой системы категорий | гегель |
категория, которая служит для обозначения целостности свойств предмета, необходимых и достаточных для его существования категория | качества |
настаивает на неизменности определенного корпуса истин, а новация рассматривается как подрывающая основы знания и вообще порядка | догматика |
подход, берущий свое начало от античных софистов, основанный на предположении о том, что нет абсолютной истины, есть разная по силе убеждения аргументация – | софистика |
в неклассической философии преобладает | тьер де шарден |
обосновал понятия биосферы (сферы биологической жизни) и ноосферы (совокупности человеческих идей и их материализаций в технике и «теле цивилизации») | вернандский |
природа, чтобы развиваться, должна быть единственной, самодостаточной, суверенной, нет потусторонних, нематериальных сфер и миров, руководящих миром материальным – это положение выражает суть принципа | материального единства мира |
высшие психические функции человека (речь, самосознание, логическая память и др.) возникаю не в результате развития биологически заданных, «врожденных способностей», «талантов», .. а в результате воспитания в системе общества, — так полагал | выготский |
научная деятельность человека является результатом развития поискового рефлекса животных, «рефлекса что такое», — так полагал | павлов |
живое имеет специфическую сущность и закономерности, и изучаться оно должно особыми, несводимыми к физике и химии методами, — так полагал | анохин |
что значит, что диалектика атрибутивна человеческому мышлению | изначальна присуща человеческому мышлению |
сознание — это | высший уровень духовной активности |
формы отражения в живой природе | раздражимость,чувствительность,психика,сознание |
психика характеризуется | способностью к опережающему отражению |
материальной основой сознания является | мозг |
мышление это | функция сознания, выражающаяся в формировании понятий и оперировании ими |
язык это | система знаков, выступающих связующим звеном между мышлением и миром |
эмоциональная сфера сознания включает в себя | аффекты,настроения и элементарные эмоции |
самосознание это | целостность компонентов внутреннего и внешнего опыта человека |
единственный метод изучения самосознания согласно у.джеймсу | ретроспективный |
носителями общественного сознания являются | любые социальные группы |
дух — это | объективно-идеальное начало |
вера это | нравственно-эмоциональный акт, связанный с целостно-смысловой структурой сознания |
ментальность — это | внутренние структуры восприятия и мышления |
эволюционные пласты структуры головного мозга | r-комплекс, подкорковые структуры,кора больших полушарий |
информация — это | уменьшение неопределенности в отношении взаимодействующих материальных систем |
идеальное (в онтологическом смысле) — это | противоположность материального |
знак — это | материальный носитель информации |
создает систему, в которой истина — это поступательное развитие разума, а противоречие — необходимый момент | гегель |
философско-мировоззренческая позиция, заключающаяся в критическом отношении у науке, ее положению в культуре и ее возможностям познания | антисайентизм |
отрицает полностью возможность познания истины | агностицизм |
целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств называется | восприятием |
форма мышления, демонстрирующая отношения между двумя и более классами предметов или признаков | суждение |
истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей. так понимается истина | в корреспондентной теории истины |
истинными знаниями будут те, которые надёжно, эффективно, успешно «работают»: ведут человека к успеху, полезны для него, утверждает | прагматическая теория истины |
прагматическую теорию истины развивали в своих работах | чарльз сандерс пирс; уильям джеймс; джон дьюи |
экзистенциальную теорию истины развивали в своих работах | сартр; камю |
утверждает, что истинность знания не в том, что оно соответствует действительности, а в том, что оно является самосогласованным, логически связанным, непротиворечивым | когерентная теория истины |
некритическое восприятие информации, субъективистские его интерпретации, обусловленные пристрастиями, оценочными предпочтениями и интересами, составляют специфику | мнения |
«сомнение приходит после веры»; развитая форма познания — научное познание — также покоится на вере в некоторые эмпирические высказывания, — так рассматривал соотношение веры и знания | виткенштейн |
когда вера доведена до достоверности, она разрушается, тогда это уже более не вера, а знание, — так полагал | локк |
называет «предрассудком» положение о том, что только знание обладает достоверностью, доказательностью, истинностью | ильин |
«чем дальше человек стоит от научной лаборатории, тем более он иногда бывает склонен преувеличивать достоверность научных предположений и объяснений. полуобразованные люди слишком часто верят в «науку» так, как если бы ей было все доступно все» , — так о достоверности научного знания высказывается | ильин |
в рамках какого философского направления сущность всего считается непознаваемой | агностицизм |
слово «философия» переводится как | любовь к мудрости |
в рамках какого философского направления реальносить признается существующей вне и независимо от сознания человека | объективизм |
философская наука о познании — это | гносеология |
философская наука о бытии — это | онтология |
философская наука о ценностях — это | аксиология |
в рамках гносеологии философы не занимаются | выработкой моральных норм, целей, идеалов поведения |
когда возникла философия | в 1 тыс. до н.э. |
тип мировоззрения, который сложился исторически первым | мифологический |
тип мировоззрения, не относящийся к теоретическому | обыденный |
тип мировоззрения, формирующийся в результате осознанной деятельности по осмыслению мира | философский |
в рамках какого типа мировоззрения происходит «удвоение мира» на естественный и сверхестественный | религиозного |
тип мировоззрения, основывающийся на деятельности воображения | мифологический |
тип мировоззрения, доминирующий в эпоху нового времени | научный |
антидогматический тип мировоззрения, в рамках которого вырабатываются одновременно знания и ценности | философский |
основная проблема, решавшаяся философами милетской школы | проблема первоначала |
анаксимен за первооснову всех вещей принимал | воздух |
источник происхождения всего сущего — некое бесконечное, «нестареющее» начало в представлении анаксимандра | апейрон |
атомы движутся в пустом пространстве хаотично, сталкиваются и вследствии соответствия форм,размеров, положений и порядков либо сцепляются либо разлетаются. так полагал | демокрит |
гераклит полагал, что начало всего сущего | огонь |
понятие «логос» в философском учении гераклита означает: | всеобщий закон,действию которого подчинено все в мире |
помимо бытия нет ничего. мышление и мыслимое есть бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем. так полагал | парменид |
идея о том, что знание есть припоминание принадлежит | платону |
метод вопросов, предполагающий помощь собеседнику в осознании сути добродетели и мудрости | майевтика |
все сущее происходит и состоит из двух основных начал — «формы» и «материи» | аристотель |
отметьте школу, в которой сократовская диалектика из орудия отыскания объективной истины превратилась в эристику — искусство спора | мегарики |
цель проповедуемого ими образа жизни — автаркия — «самодостаточность». так полагали представители школы | киников |
счастье — это отсутствие страха и страдания. так полагали представители школы | эпикурейцев |
цель проповедуемого ими образа жизни — «атараксия» — бесстрастие. так полагали представители | стоической школы |
не плакать, не смеяться, а понимать — это идеал | стоический |
предпочитали отрицательную теологию, согласно которой ни один атрибут, понятный нашему уму, нельзя приписать богу, ибо он бесконечно далек, совершенен и велик | неоплатоники |
видел цель философии во спасении души | порфирий |
мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворен богом из ничего, называется | креационизм |
кто из немецких классических идеалистов является субъективистом? | фихте |
принцип, согласно которому бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека | провиденциализм |
главная задача христианских апологетов состояла | в обосновании преимуществ христианства перед язычеством |
название периода творческого служения «отцов церкви» (iii-viii вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики | патристика |
выдающийся представитель патристики, автор книг «исповедь», «о граде божьем» | августин |
схоластика это | тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем |
«верую, ибо абсурдно» — формула, которой можно выразить соотношение веры и знания, как его понимал | тертулиан |
считали универсалии реально существующими, причем существование универсалий, предшествует существованию остальных вещей представители | реализма |
предвосхитил экспериментально-математический метод исследования природы | леонардо да винчи |
автором априорного доказательства является | ансельм кентерберийский |
апостериорное доказательство — это доказательство, которое исходит из | опыта |
подчеркивают значимость и определяющую роль в богопознании необъективируемого духовного опыта | мистики |
разрабатывал так называемую «метафизику света» и теорию «зародышевых доказательств» | бонавентура |
«единое есть все» — эта формула | неприемлима для христианского теизма |
система взглядов, которые стремятся к отождествлению понятий «бог» и «природа» носит название | пантеизм |
разрушил важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса | николай коперник |
метод рассуждения от частного к общему | индукция |
метод умозаключения от общего к частному | дедукция |
основателем эмпиризма традиционно считают | ф. бэкона |
выражение «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения» отражает позицию | эмпиризма |
основное утверждение рационализма заключается в том, что | разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека |
что означает исходный тезис философии декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum» | если я мыслю, следовательно, я существую |
мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит | р. декарту |
основным методом научного познания, по мнению ф. бэкона, должна стать | индукция |
философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa | дж. локк |
причинности как порождения одного другим, по мнению этого мыслителя, в нашем чувственном опыте нет, а в нем есть лишь следование одного за другим во времени. этим мыслителем является | д. юм |
в вопросе о субстанции рене декарт придерживался позиции | дуализма |
| б. спинозе |
простая неделимая субстанция согласно лейбницу | монада |
внешний мир существует независимо от восприятий, бытие вещей состоит в их воспринимаемости — полагал | дж.беркли |
центром европейского просвещения в середине 18-го века была | франция |
“если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать” – этой крылатой фразой не только критикует, но и предупреждает об опасности атеистического общества великий французский философ | вольтер |
причиной неравенства в человеческом обществе ж.-ж. руссо считал | собственность |
кто из немецких классических философов является агностиком? | кант |
кто «разбудил канта от догматического сна» | юм |
что лежит в основе развития, по гегелю | субстанция-субъект |
что означает термин «априорное» | доопытное |
к какому направлению философии принадлежит гегель? | идеализм |
на чью философию опираются большинство современных мыслителей | канта |
с каим философом не согласно большинство современных мыслителей? | с гегелем |
над чем размышляет разум, по канту | над идеями |
формы, в которых мыслит рассудок, по канту | категориии |
формы чувственности, по канту | пространство и время |
автор философии абсолютного тождества | шеллинг |
создатель теории «наукоучения» | фихте |
принципом наукоучения является | «абсолютное я» |
философ, утверждающий наличие развития в природе | шеллинг |
чьи мысли продолжает развивать фихте в своем учении | канта |
с чем фихте отождествляет я | с сознанием |
кто из немецких клаассических идеалистов является субъективистом | фихте |
человек в неклассической философии 19 века рассматривается как | существо, практически преобразующее реальность |
диалектика мышления есть ни что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой природы и общества, — такая идея высказывается в философии | к. маркса |
центральной категорией марксизма является понятие | практики |
процесс исторического развития рассматривается как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе в философии | к. маркса |
является абсолютным началом бытия, с точки зрения артура шопенгауэра | воля к жизни |
выход из бесконечной череды жизненных страданий согласно воззрениям а.шопенгауэра состоит в | подавлении в себе воли к жизни, любой активности |
необузданное, страстное, иррациональное, не имеющее никаких закономерностей и не ограниченное рамками стремление, идущее из недр самой жизни, ницше называет | дионисийским началом |
философия сократа, с точки зрения ф. ницше — это средство | навязать миру логические схемы |
настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа. | с. кьекегор |
исходной точкой для достижения истины с. кьекегор называет | отчаяние |
комплекс вопросов о сущности и строении разума, который был одновременно и вопросом о сущности и строении мира, становится главной темой | в классической философии |
отказывается от претензий на систематическую целостность при конструировании картины реальности, на способность разума постичь эту реальность, веру в естественную упорядоченность и разумность мира, на наличие в нем внутренней логики | неклассическая философия |
начинается переход к жесткой постмодернистской атаке на сами основания понимания природы философского знания | на этапе постнеклассической философии |
мыслят философию исключительно как науку, полагают, что она должна строиться по типу любой другой “позитивной” науки и отвечать всем критериям научности | сторонники сциентизма |
отстаивают принципиальную несовместимость философского и научного подходов к миру и жизни | сторонники антисциентизма |
философия должна быть не размышлением о началах бытия, не рациональной формой его познания, а общим методом решения проблемы практической деятельности людей, причем главным в этой деятельности представляется ее результативность, — такова суть концепции | прагматизма |
полагает, что положения науки, должны рассматриваться подобно любым верованиям, как привычки или готовность действовать | ч.пирс |