Философия ответы

ВОПРОСОТВЕТ
существование — этовнешнее бытие вещей
бытие — этовсе то, что существует тем или иным способом
в фундаменте постмодернистского сознания естествознания лежит не излюбленная модернистами метафора, изображающая нашу вселенную в виде галилеевской «книги природы», а допущение, согласно которому материальный мир, частью которого являемся и мы, есть ____________________(?), синтезирующий в себе такие гигантские эволюционные процессы, как физико-космическая эволюция, химическая эволюция, геологическая эволюция, биологическая эволюция, антропосоциогенез, исторический процесс самопроизводства человечества.глобальный эволюционизм
согласно э. ильенкову на всех последующих этапах обучения языку это обучение осуществляется только через ___________________(?) его собственной, уже сформированной и уже свершившейся и свершающейся предметной человеческой деятельности, так что логика реальной, специфически человеческой (целесообразной) деятельности всегда усваивается раньше, чем лингвистические схемы речи, чем «логика языка», и всегда служит основой и прообразом этой последней.оречевление
самого себя естествоиспытатель постмодернистской эпохи осознает уже не декартовским субъектом,не орудием гегелевской абсолютной идеи, посредством которого она якобы самосознает себя, он осознает себя одной из сложнейших __________________________(?) систем, активно и нелинейно взаимодействующей с многообразием иных синергетических систем, входящих в глобальный эволюционизмсинергетических
прагматическую теорию истины развивали в своих работах (выберите 3 ответа)чарльз сандерс пирс, уильям джеймс, джон дьюи
экзистенциальную теорию истины развивали в своих работах (выберите 2 ответа)жан-поль шарль эмар сартр, альбер камю
в фундаменте постмодернистского сознания естествознания лежит не излюбленная модернистами метафора, изображающая нашу вселенную в виде галилеевской «книги природы», а допущение, согласно которому материальный мир, частью которого являемся и мы, есть ____________________(?), синтезирующий в себе такие гигантские эволюционные процессы, как физико-космическая эволюция, химическая эволюция, геологическая эволюция, биологическая эволюция, антропосоциогенез, исторический процесс самопроизводства человечества.глобальный эволюционизм
в фундаменте постмодернистского сознания естествознания лежит не излюбленная модернистами метафора, изображающая нашу вселенную в виде галилеевской «книги природы», а допущение, согласно которому материальный мир, частью которого являемся и мыглобальный эволюционизм
на каком уровне происходит создание научной картины мира?на метатеоретическом
для какого уровня характерно применение метода наблюдения?для эмпирического
для какого уровня характерно применение метода идеализации?для теоретического
на каком уровне происходит выработка научных гипотез?на теоретическом
какое из выражений наиболее точно: каждая из наук имеет свой собственный…предмет исследования
эпистемология разрабатыввется в рамкахнаук о познании
какой тип рациональности дольше всего доминировал в науке?классический
предложил «принцип терпимости», согласно которому можно выбирать («терпеть») любую избранную решением субъекта непротиворечивую логическую системурудольф карнап
что является главной силой, определяющей способ существования человека в индустриальном обществе?техника и технологии
в философский дискурс ввели термин «ризома» (выберите 2 ответа)жиль делёз, пьер-феликс гваттари
что является главной силой, определяющей способ существования человека в индустриальном обществе?техника и технологии
бытие — этото, что существует вне и незаивисмо от сознания
какое направление современной мысли занимается исследованием бессознательногопсихоанализ
какое направление современной мысли занимается проблемами человеческого бытияэкзистенциализм
предложил «принцип терпимости», согласно которому можно выбирать («терпеть») любую избранную решением субъекта непротиворечивую логическую системурудольф карнап
полагал, что развитие научного знания происходит в результате конкуренции научно-исследовательских программ, составляющих «внутреннюю историю» наукиимре лакатос верно
эпистемология разрабатыввется в рамкахнаук о познании
единственный метод изучения самосознания, согласно у. джеймсуретроспективный
по канту, пространство и время — этосубъективные формы восприятия
культура для человека — этофактор интеграции его биологической и социальной ипостасей
что является главной силой, определяющей способ существования человека в индустриальном обществе?техника и технологии
к сторонникам стадиально-цивилизационная модели развития общества относятся (выберите 2 ответа)ясперс, ростоу
характеристика языка, на которую указывал родоначальник феноменологии э. гуссерльконвенциональность и, как следствие, относительность
к какому типу систем относятся технические объекты?естественно-искусственные системы
социальный институт — этовид социальной деятельности, определяемый нормами и установками
что является главной силой, определяющей способ существования человека в индустриальном обществе?техника и технологии
какие потребности человека г. маркузе определяет как «ложные»?потребности, которые навязываются особыми социальными интересами в процессе подавления индивида
что оказывает наиболее сильное влияние на сознание индивида?средства массовой информации
отвергает общее для антиисторизма неопозитивистов и критических рационалистов убеждение в единственности, абсолютности и неизменности критериев научности и рациональноститомас кун
по канту, пространство и время — этосубъективные формы восприятия
отметьте несуществующий терминsub-ego
в применении к обществу ризома символизируетхаотичность и отсутствие какой-либо определенной направленности социальных процессов
культура для человека — этофактор интеграции его биологической и социальной ипостасей
указывает, что основная философема социализма, идейный стержень, на котором он держится как мировоззрение, есть положение о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних условий,п.б. струве
отметьте несуществующий терминsub-ego
с чем связаны вопросы, которые наука исключает, с точки зрения э.гуссерля, из своего поля зренияс человеком, с богом
в рамках какого философского направления реальность признается существующей вне и независимо от сознания человека?объективизм
в вопросе о субстанции рене декарт придерживался позициидуализма
в рамках какого философского направления сущность всего считается непознаваемой?агностицизм
слово «философия» переводится каклюбовь к мудрости
в рамках какого философского направления реальность признается существующей вне и независимо от сознания человека?объективизм
“если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать” – этой крылатой фразой не только критикует, но и предупреждает об опасности атеистического общества великий французский философвольтер
на каком уровне происходит создание научной картины мира?на теоретическом
отметьте несуществующий терминsub-ego
эмоционально окрашенное отношение и оценка различных социальных процессов — это сферасоциальной психологии
какое направление современной мысли занимается проблемами человеческого бытия?экзистенциализм
материальным носителем информации являетсязнак
какое направление современной мысли занимается исследованием бессознательного?психоанализ
каким тезисом можно выразить универсальность движения?быть — значит сохранять определенные состояния при постоянных изменениях
материя — этообъективная реальность, существующая вне и независимо от сознания
система — этокомплекс взаимосвязанных элементов
свойство — этоспособность вещи определенным образом соотноситься с другими вещами
исходной точкой для достижения истины с. кьркегор называетотчаяние
какой элемент доминирует в психике, по фрейду?бессознательное
какой из элементов психики, по фрейду, занимается различением реального и воображаемого?сознание
какой из элементов психики, по фрейду, осуществляет репрессивные функции, мучая человека угрызениями совести?сверхсознание
основной отличительной чертой человека, согласно экзистенциалистам, являетсяналичие свободы
кто из перечисленных ниже философов не является экзистенциалистом?гадамер
представителем философии русского космизма и автором концепции, «ноосферы» являетсявладимир иванович вернадский
к основным направлениям современной философии не относитсясенсуализм
к неофрейдистам не относитсяж.-ф. лиотар
автор понятия «коллективное бессознательное»к.г. юнг
в рамках неофрейдизмабольшое внимание уделяется анализу межличностных отношений
к постмодернистам не относитсяэ. фромм
в рамках неофрейдизмабольшое внимание уделяется анализу межличностных отношений
к постмодернистам не относитсяэ. фромм
мир в рамках философии постмодернизма предстаетнепознаваемым
что такое ризома в философии постмодернизма?символ неупорядоченного мира
человек в рамках философии постмодернизма осуществляется в процессеигры
на абстрактно-философском уровне высказал идею единства мира, устремленного через необходимые последовательные этапы к некоему высшему своему состоянию, в котором реализуются все его потенции, в результате чего мир наконец станет самим cобой,пьер де шарден
в чем, согласно присту, состоит ошибка при решении проблемы сознания и тела?в попытке свести физические понятия/явления к ментальным или наоборот
что собой представляет проблема индивидуальности?проблема собственного существования
что из перечисленных утверждений, согласно присту, является основанием думать, что материя не существует?эмпирическая недоступность материи и невыразимость ее понятия
метод умозаключения от общего к частномудедукция
основателем эмпиризма традиционно считаютф.бэкона
выражение «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения» отражает позициюэмпиризма
основное утверждение рационализма заключается в том, чторазум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
основным методом научного познания, по мнению ф. бэкона, должна статьиндукция
философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasaдж. локк
причинности как порождения одного другим, по мнению этого мыслителя, в нашем чувственном опыте нет, а в нем есть лишь следование одного за другим во времени. этим мыслителем являетсяд. юм
все, что создано человеком, включая выведенные им растения и животных, составляеттехномассу
кто из немецких классических философов являетс агностиком?кант
что лежит в основе развития, по гегелю?субстанция-субъект
к какому направлению философии принадлежит гегель?идеализм
бог принял человека как творение неопределенного образа. кто же тогда определяет его образ?человек
предвидение имеет силу тогда, когдасохраняется свобода воли
в чем заключена свобода воли?будет избрана одна из двух возможностей
над чем размышляет разум, по канту?над идеями
формы, в которых мыслит рассудок, по канту?категории
формы чувственности, по кантупространство и время
автор философии абсолютного тождествашеллинг
создатель теории «наукоучения»фихте
принципом наукоучения является«абсолютное я»
философ, утверждающий наличие развития в природешеллинг
исходной точкой для достижения истины с. кьркегор называетотчаяние
настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философас. кьеркегор
философия сократа, с точки зрения ф. ницше, – это средствонавязать миру логические схемы
необузданное, страстное, иррациональное, не имеющее никаких закономерностей и не ограниченное рамками стремление, идущее из недр самой жизни, ницше называетдионисийским началом
выход из бесконечной череды жизненных страданий, согласно воззрениям а. шопенгауэра состоит вподавлении в себе воли к жизни, любой активности.
является абсолютным началом бытия, с точки зрения артура шопенгауэраволя к жизни
процесс исторического развития рассматривается как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе в философиик. маркса
центральной категорией марксизма является понятиепрактики
диалектика мышления есть ни что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой природы и общества, — такая идея высказывается в философиик. маркса
человек в неклассической философии xix века рассматривается каксущество практически преобразующее реальность
комплекс вопросов о сущности и строении разума, который был одновременно и вопросом о сущности и строении мира, становится главной темойв классической философии
отказывается от претензий на систематическую целостность при конструировании картины реальности, на способность разума постичь эту реальность, веру в естественную упорядоченность и разумность мира, на наличие в нем внутренней логикинеклассическая философия
начинается переход к жесткой постмодернистской атаке на сами основания понимания природы философского знанияна этапе постнекласической философии
мыслят философию исключительно как науку, полагают, что она должна строиться по типу любой другой “позитивной” науки и отвечать всем критериям научностисторонники сциентизма
отстаивают принципиальную несовместимость философского и научного подходов к миру и жизнисторонники антисциентизма
философия должна быть не размышлением о началах бытия, не рациональной формой его познания, а общим методом решения проблемы практической деятельности людей, причем главным в этой деятельности представляется ее результативность, — такова суть концепциипрагматизма
полагает, что положения науки, должны рассматриваться, подобно любым верованиям, как привычки или готовность действоватьч.пирс
задачи философии, с точки зрения г.риккерта, могут быть выражены в одном предложении: она ищет облеченного в форму системы __________________, которое охватывает созерцание временного и созерцание жизни, и таким образом учит понимать жизнь во времени в связи со сверхвременной сущностью мирового целого?мировоззрения
для бергсона философствование равносильно непосредственному ______________? познанию мира.интуитивному
назовите мыслителя, который, как указывает г. риккерт, не только ясно понял, что на пороге двадцатого столетия широкие круги духовной европы жаждущими пальцами стали искать новый лейтмотив для построения мировоззрения, но сделал также из жизни, по крайней мере, в своем последнем труде, определенный центр своего собственного мышления, правда, таким путем, что, в сущности, произошло преодоление чистой философии жизни.георг зиммель
по сартру, чувство порождает поступок или порождается им?порождается
чтобы осуществить выбор в экзистенциальной ситуации, сартр предлагаетдовериться инстинктам верно
обращаясь за советом, человекпытается переложить ответственность на советчика
с.н.булгаков в работе «героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)» указывает, что русская интеллигенция ошибочно думала, чтоб русское просвещение и русская культура могли быть построены на ___________ как духовном основании, с полным пренебрежением религиозной культуры личности и с заменой всего этого простым сообщением знанийатеизме
как пётр бернгардович струве описывает основную философему социализма? (постарайтесь отвечать как представлено в тексте)положение о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних условий
как разумеет нигилизм семён людвигович франк? (постарайтесь отвечать как представлено в тексте)отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей
автор понятия «коллективное бессознательное»что из перечисленного
на абстрактно-философском уровне высказал идею единства мира, устремленного через необходимые последовательные этапы к некоему высшему своему состоянию, в котором реализуются все его потенции, в результате чего мир наконец станет самим cобой,пьер де шарден
пять: опровержение; ложное; несогласующееся с общепринятым; погрешность в речи и, пятое, принуждение собеседника к пустословию, т. е. к частому повторению одного и того же 
в каком случае, с точки зрения ф.ницше прибегают к диалектике?в том случае, когда нет никакого другого средства
основной тезис автора:материя и мышление обусловливают друг друга
что из перечисленного, по мнению автора, человечество не в состоянии пережить:состояние раскаленного газа
чем автор объясняет возможность преодоления «тепловой смерти» вселенной?мышление изобретет способ накопления и эффективного использования энергии
в каком случае, с точки зрения ф.ницше прибегают к диалектике?в том случае, когда нет никакого другого средства
как существуют правила в «языковых играх»?правила можно менять произвольно, пока не станет ясно, что каждая обоснована той или иной экзистенциальной функцией
в рамках какого идеала рациональности сформировалась единая научная картина мира?постнеклассического
какие подходы позволили создать единую картину мира?системный и эволюционный
какой разрыв оказывается утранен в современной научной картине мира?между органическим и неорганическим мирами
общественная психология — этоэмоционально окрашенное отношение и оценка различных социальных процессов
понятие «логос» в философском учении гераклита означает:всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
по канту, отдельные явления познаются с помощьюощущений и рассудка
апостериорное доказательство – это доказательство, которое исходит изопыта
философско-мировоззренческая позиция, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познанияантисайентизм
не плакать, не смеяться, а понимать – это идеалстоический
все, что создано человеком, включая выведенные им растения и животных, составляеттехномассу
допущение, согласно которому материальный мир, частью которого являемся и мы, есть глобальный эволюционизм, синтезирующийпостмодернистского сознания
в рамках гносеологии философы размышляют о вопросах, связанных с проблемамипознания
кто полагает основанием для изменений не экономику, а чаще всего технико-технологический базиссторонники стадиально-цивилизационной модели развития общества
не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушиепассионарность
равновесие этноса с ландшафтным и человеческим окружением, т. е. превращение его в реликт, когда он находится в пережиточном (персистентном) состоянии, лишенном творческих сил — этогомеостаз
пассионарность обладает одним важным свойством: оназаразительна
люди далекого прошлого совершенно точно знали, что попыткарационалистического
термин ___________________(?) означает исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельностинормальная наука
согласно л. витгенштейну цель философиилогическое прояснение мыслей
какие потребности человека г. маркузе определяет как «ложные»?потребности, которые навязываются особыми социальными интересами в процессе подавления индивида
что оказывает наиболее сильное влияние на сознание индивида?средства массовой информации
сколько целей и каких преследовали софисты с точки зрения аристотеля, перечислите ихтаких целей пять: опровержение; ложное; несогласующееся с общепринятым; погрешность в речи и, пятое, принуждение собеседника к пустословию, т. е. к частому повторению одного и того же.
рассматривает нигилистический морализм как глубочайшую черту духовной физиономии русского интеллигентас.л. франк
эксцентрическая позициональность человека — этооснова самосознания, способность дистанцироваться от самого себя
какое место занимают в жизни человека другие люди?через них человек сужает свой, изначально нелокализованный, круг бытия и тем самым понимает свою сущность
какие антропологические законы сформулировал х. плеснер?закон естественной искусственности, закон опосредованной непосредственности, закон утопического местоположения
основная идея б.л. уорфа:лингвистические формулы (языковые выражения), обозначая ситуацию, являются ключом к пониманию тех или иных поступков людей
что является определяющим в языке и микрокосме хопи:длительность, действие, подготовка события
что является определяющим в языке и микрокосме носителей европейских языков:пространственность, предметность, историческая изменчивость
и протяжение и мышление уже не являются двумя разными субстанциями. они выступают как два главных атрибута, т. е. два неотъемлемых свойства одной и той же субстанции – эти идеи принадлежатспиноза
центром европейского просвещения в середине 18-го века былафранция
«верую, ибо абсурдно» — формула, которой можно выразить соотношение веры и знания, как его понималтертуллиан
что означает исходный тезис философии декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»?если я мыслю, следовательно, я существую
мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежитр. декарту
что означает теримн «априорное»?доопытное
с каким философом не согласно большинство современных мыслителей?с гегелем
задачи философии, с точки зрения г.риккерта, могут быть выражены в одном предложении: она ищет облеченного в форму системы __________________, которое охватывает созерцание временного и созерцание жизни, и таким образом учит понимать жизнь во времени в связи со сверхвременной сущностью мирового целого?мировоззрения
для бергсона философствование равносильно непосредственному ______________? познанию мира.интуитивному
назовите мыслителя, который, как указывает г. риккерт, не только ясно понял, что на пороге двадцатого столетия широкие круги духовной европы жаждущими пальцами стали искать новый лейтмотив для построения мировоззрения, но сделал также из жизни, по крайней мере, в своем последнем труде, определенный центр своего собственного мышления, правда, таким путем, что, в сущности, произошло преодоление чистой философии жизни.георг зиммель
 герменевтика
какое направление современной мысли занимается истолкованием текстов?герменевтика
 экзистенциализм
какое направление современной мысли занимается проблемами человеческого бытия?довериться инстинктам
человек в неклассической философии xix века рассматривается каксущество практически преобразующее реальность
в рамках какого филостофского направления сущность всего считается непознаваемой?агностицизм
слово «филосоция» переводится каклюбовь к мудрости
в рамках какого филостофского направления реальность признается существующей вне и независимо от сознания человека?объективизм
философская наука о познании — это:гносеология
философская наука о бытии — этоонтология
философская наука о ценностях — этоаксиология
в рамках гносеологии философы не занимаютсявыработкой моральных норм, целей, идеалов поведения
когда возникла философия?в 1 тыс. до н.э.
тип мировоззрения, который сложился исторически первыммифологический
тип мировоззрения, не относящийся к теоретическому уровнюобыденный
тип мировоззрения, формирующийся в результате осознанной деятельности по осмыслению мирафилософский
в рамках какого типа мировоззрения происходит «удвоение мира» на естественный и сверхъествественный?религиозного
тип мировоззрения, основывающийся на деятельности воображениямифологический
тип мировоззрения, доминирующий в эпоху нового временинаучный
антидогматический тип мировоззрения, в рамках которого вырабатываются одновременно знания и ценностифилософский
атомы движутся в пустом пространстве хаотично, сталкиваются и вследствие соотвествия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. так полагалдемокрит
гераклит полагал, что начало всего сущегоогонь
понятие «логос» в философском учении гераклита означает:всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
помимо бытия, нет ничего. мышление и мыслимое есть бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем. так полагалпарменид
идея о том, что знание есть припоминание, принадлежитплатону
метод вопросов, предполагающий помощь собеседнику в осознании сути добродетели и мудрости —майевтика
все сущее происходит и состоит из двух основных начал — «формы» и «материи»аристотель
цель проповедуемого ими образа жизни — автаркия — «самодостаточность». так полагали представители школыкиников
счастье — это отсутствие страха и страдания. так полагали представители школыэпикурейцев
цель проповедуемого ими образа жизни — атараксия — бесстрастие. так полагали представителистоической школы
не плакать, не смеяться, а понимать — это идеалстоический
предпочитали отрицательную теологию, согласно которой ни один атрибут, понятый нашему уму…неоплатоники
видел цель философии во спасении душипорфирий
отметьте школу, в которой сократовская диалектика из орудия отыскания объективной истины превратилась в эристику — искусство спора.мегарики
основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:проблема первоначала
анаксимен за первооснову всех вещей принималвоздух
источник происхождения всего сущего — некое бесконечное, «нестареющее» начало в представлении анаксимандраапейрон
произведения индийской философия пронизаны чувством неудовлетворенности и беспокойства за существующее положение вещей, потому онапессимистична
создавать и не присваивать, творить и не хва-литься, являться старшим и не повелевать – вот что называется глубочайшимдэ
будда увидел срединный путь, дающий зрение, дающий знание, по которому следует идти, ибо он ведет к умиротворенности, к сверхзнанию, к просветлению, книрване
учение о спасении душисотериология
что познает философия, согласно х. ортега-и-гассету?мир
с кем связаны вопросы, которые наука исключает, с точки зрения э.гуссерля, из своего поля зрения?человеком
философия взывает к разуму больше, нежели к авторитету, и этим она подобнанауке
все сущее происходит и состоит из двух основных начал — «формы» и «материи».аристотель
учение о спасении душисотериология
не плакать, не смеяться, а понимать – это идеалстоический
автором априорного доказательства являетсяансельм кентерберийский
апостериорное доказательство – это доказательство, которое исходит изопыта
учение о спасении душисотериология
отметьте школу, в которой сократовская диалектика из орудия отыскания объективной истины превратилась в эристику — искусство спора.мегарики
предпочитали отрицательную теологию, согласно которой ни один атрибут, понятный нашему уму, нельзя приписать богу, ибо он бесконечно далек, совершенен и велик.неоплатоники
и протяжение и мышление уже не являются двумя разными субстанциями. они выступают как два главных атрибута, т. е. два неотъемлемых свойства одной и той же субстанции – эти идеи принадлежатб. спинозе
цель проповедуемого ими образа жизни — автаркия — “самодостаточность”. так полагали представители школыкиников
счастье – это отсутствие страха и страдания. так полагали представители школыэпикурейцев
цель проповедуемого ими образа жизни —“атараксия” — бесстрастие. так полагали представителистоической школы
учение о спасении душисотериология
то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных впечатлениях или изменениях, производимых в нас этими веществами… — такое определение гольбах даетматерии
предвидение имеет силу тогда, когда ____________________?сохраняется свобода воли
бог принял человека как творение неопределенного образа. кто же тогда определяет его образ?человек
подчеркивают значимость и определяющую роль в богопознании необъективируемого духовного опытамистики
разрабатывал так называемую «метафизику света» и теорию «зародышевых доказательств»бонавентура
«единое есть все» — эта формуланеприемлема для христианского теизма
система взглядов, которые стремятся к отождествлению понятий «бог» и «природа» носит названиепантеизм
разрушил важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космосаниколай коперник
мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён богом из ничего, называется:креационизм
главная задача христианских апологетов состояла в:в обосновании преимуществ христианства перед язычеством
название периода творческого служения «отцов церкви» (iii-viii вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:патристика
выдающийся представитель патристики, автор книг «исповедь», «о граде божьем»августин
схоластика – это:тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем
«верую, ибо абсурдно» — формула, которой можно выразить соотношение веры и знания, как его понималтертулиан
считали универсалии реально существующими, причем существование универсалий, предшествует существованию отдельных вещей представителиреализма
предвосхитил экспериментально—математический метод исследования природы.леонардо де винчи
в чем заключена свобода воли?в выборе
учение о спасении душисотериология
принцип, согласно которому бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человекапровиденциализм
кто из немецких классических идеалистов является субъективистом?фихте
как кант призывает пользоваться разумом?публично высказывая свое мнение о существующем порядке верно
односторонний взгляд на какой-либо объект гегель называет абстрактным или конкретным?абстрактным
в вопросе о субстанции рене декарт придерживался позициидуализма
простая неделимая субстанция согласно лейбницумонада
внешний мир не существует независимо от восприятий, бытие вещей состоит в их воспринимаемости – полагалдж. беркли
центром европейского просвещения в середине 18-го века былафранция
“если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать” – этой крылатой фразой не только критикует, но и предупреждает об опасности атеистического общества великий французский философвольтер
причиной неравенства в человеческом обществе ж.-ж. руссо считалсобственность
пока люди живут без общей власти, они, с точки зрения гоббса, находятся в состоянии…..? верновойны
по общественному договору человек, как полагает руссо, теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть, а что же он приобретаетсвободу гражданскую и право собственности
что означает исходный тезис философии декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»если я мыслю, следовательно, я существую
мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:р.декарту
и протяжение и мышление уже не являются двумя разными субстанциями. они выступают как два главных атрибута, т. е. два неотъемлемых свойства одной и той же субстанции – эти идеи принадлежатб. спинозе
внешний мир не существует независимо от восприятий, бытие вещей состоит в их воспринимаемости – полагалдж. беркли
пока люди живут без общей власти, они, с точки зрения гоббса, находятся в состоянии…..?войны всех против всех
по общественному договору человек, как полагает руссо, теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть, а что же он приобретает?свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает
то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных впечатлениях или изменениях, производимых в нас этими веществами… — такое определение гольбах даетматерии
чьи мысли продолжает развивать фихте в своем учении?канта
с чем фихте отождествляет «я»?с сознанием
кто из немецких классических идеалистов является субъективистом?фихте
как кант призывает пользоваться разумом?публично высказывая свое мнение о существующем порядке верно
односторонний взгляд на какой-либо объект гегель называет абстрактным или конкретным?абстрактным
каково назначение ученого, по фихте?совершенствовать человечество
кто «разбудил канта от догматического сна»?юм
что означает теримн «априорное»?доопытное
на чью философию опираются большинство современных мыслителей?канта
с каким философом не согласно большинство современных мыслителей?с гегелем
метод рассуждения от частного к общемуиндукция
вопрос с множеством выборомИСТИНА
найдите лишнее понятиеперфекционизм
представитель герменевтического направления в философиип.рикер
«опровержение; ложное; несогласующееся с общепринятым; погрешность в речи и…,принуждение собеседника к пустословию…» определил как цели, которые преследуют софистыаристотель
взрывообразный рост могущества того или иного этноса и смену одних этносов другими за счет воздействия на него космической энергии объясняетгумилев
термин «апостериорное» означаетполученный в результате опыта
идея о том, что, если науку ценят за ее достижения, то миф мы должны ценить в сотни раз выше, поскольку его достижения несравненно более значительныполю карлу фейерабенду
создал концепцию эпистемологического анархизмапол карл фейерабенд
особенность знаков-символов заключается в том, что ониоснованы на конвенциональных правилах использования, имеют смысл только в определенных ситуациях
особая формы бытия, отличная от природы (естественной формы)общество
технический прогресс — этопоследовательное преобразование трудовых функций человека в функции технических средств
идея, лежащая в основе технического пессимизматехника — разрушительная сила, порождающая общественные проблемы, разрушение социальности
какой тип законов реализуется в техникеприродные и социальные законы
в чем проявляется один из аспектов относительной самостоятельности техникитехника проявляет неожиданные социальные свойства, не входившие в цели изобретателей
отвергает общее для антиисторизма непозитивистов и крит рационалистовтомас кун
комплекс элементов с устойчивыми связями между нимисистемой
системность этоодин из критериев научности
одной из форм научного познания не являетсяиндукция
филосов, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasaдж. локк
опровержение; ложное; несогласующееся с общепринятым; погрешность речи … софистыаристотель
с позиции объективизмамир существует независимо от воспринимающего субъекта
по общественному договору человек, как полагает ж.ж. руссо, теряет свою естественную свободу, а приобретаетсвободу гражданскую
в статье «героиз и подвижничествос.н. булгаков
язык представляет собойсистему знаков, организованную и функционирующую по опред правилам
способность к опережающему отражению обеспечиваетсяпсихикой
мыслится как всеединая, нелинейная, самоизменяющаясяглобальный эволюционизм
«верую, ибо абсурдно» — формула, которой можно выразить соотношение веры и знания, как его понималтертулиан
единое есть все это формуланеприемлима для христианского теизма
единая научная картина мира, объединяющая живую и неживую природусовременной науки
автором этнокосмологической гипотезы историко-культурного процессалев николаевич гумилев
социальная деятельность, определяемая нормами и установками, носит общее названиесоциальный институт
как верное средство обратить человека к познанию своей душисократом
философия наука о познаниигносеология
способность к созданию сиволических систем явлодним из культурных оснований чел бытия
представителем особого иррационалистического направления в философиианри бергсон
одной из направлений современной философиигерменевтика
опирается на понимание — обнаружение смысла посредством интерпретациигерменевтика
качественная определенность вещей этосущность
проблема интерпретации текстов разрабатывается в рамкахгерменевтика
чье учение представляет собой развитую диалектическую системугегеля
в неклассической философии преобладаетаксиологическая проблематика
«сомнение приходит после веры » развитаял. виткенштейн
в концепции томаса куна исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений носит названиенормальная наука
поход, берущий свое начало от античных софистов, основанный на предположении о том что нет абсолютной истинысофистика
указывает, что основная философема социализмап.б. струве
какой из видов мировоззрения не явл систематизированнымискусство
для эмпирического уровня научного познания не характерно прим методаидеализации
все, что создано человеком, включая выведенные им растениятехномассу
пока люди живут без общей власти они, с точки зрения т. гоббсавойны всех против всех
философия наука о бытиионтология
тип мировоззрения доминирующий в эпоху нового временинаучный
произведением эпохи возрождения, в котором нашло яркое выражение и философское обоснование гуманистическое учение«речь о достоинстве человека» джовании пика делла мирандолы
чем дальше человек стоит от научной лаборатории, тем более он иногда бывает склонен преувеличиватьи.а. ильин
способность вещи определенным образом соотноситься с другими вещамисвойство
если бы бога не существовало, его следовало бы выдуматьвольтер
выдвинул программу построения искусственного «идеального» языкалюдвиг витгенштейн
допущение, согласно которому материальны мир, частью которого являемся и мыпостмодернисткого сознания
утверждает, что истинность знания не в том, что оно соответствует действительностикогерентная теория истины
«человек природный», «человек социальный»три измерения бытия человека
предметом философии являетсяИСТИНА
как одну из черт древнеиндийской философии можно выделить еесинергетизм
г. риккерт, представитель неокантианства, отстаивая своифилософией жизни
длительный период детства необходим человеку для того, чтобыосвоить соц нормы поведения и культурные ценности
характеристикой экзистенциальной ситуации не являетсяполная предсказуемость последствий выбора
одной из форм научного познания не являетсяиндукция
лев николаевич гумилев определил эффект энергии живого веществапассионарность
высшая форма активного отражения являетсясознание
внешний мир не существует независимо от восприятий, бытие вещейдж. беркли
к методам научного познания не относитсяпредсказание
с точки зрения герменевтики, в «ткани» текста переплетаютсясмыслы
способ функционирования вселенной как живого организма, приходящий на смену первобытному хаосудао
отстаивают принципиальную несовместимость философского и научного подходов к миру и жизнисторонники антисциентизма
объективная реальность, существующая вне и независимо от сознанияматерия
автором «этнокосмологической гипотезы»лев николаевич гумилев
группа людей, находящихся в непосредственном визуальном контакте, называетсясоциальный атом
к диалектике прибегают только в том случае, когда нет никакого другого средстваницше
сфера высших, неутилитарных ценностей человек это сферадуха
представитель французского механистического материализмаж.о. ламетри
в истории техники различают следующие периодыпериод ручных орудий, период мех устройств
в человеке современную философию интересует, прежде всеговнутренний мир
целостность компонентов внешнего и внутреннего опыта человекасамосознание
согласно философии какого мыслителя в основе развития всего сущего лежит субстанция субъектгегеля
в философии буддизма истинной причиной страдания являетсяжаджа наслаждения
функция сознания, выражающаяся в формировании понятий и оперировании с нимимышление
сущность человека как особого рода бытия является предметомфилософской антропологии
наука о бытиионтология
одно из направлений современной философиигерменевтика
тип мировоззрения , который сложился исторически первыммифологический
искусство толкования текстовгерменевтика
 знак
определил цель философии как логическое прояснение мыслейлюдвиг витгенштейн
счастье – это отсутствие страха и страдания. так полагали представители школыэпикурейцев
в статье «героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)», изданной в сборнике «вехи» в 1909 году называет русскую революцию интеллигентскойс. н. булгаков
когда возникла философия?в 7-6 в. до н.э.
любая перемена состояния вещи определяется какдвижение
познание сущности всего невозможно в философииканта
равновесие этноса с ландшафтным и человеческим окружением, т. е. превращение его в реликт, когда он находится в пережиточном (персистентном) состоянии, лишенном творческих сил, лев николаевич гумилев называетгомеостаз этноса
цель проповедуемого ими образа жизни —“атараксия” — бесстрастие. так полагали представителистоической школы
протяженность — главный атрибутпространства
идея о том, что знание есть припоминание, принадлежитплатону
в основе технического оптимизма лежит идеянаучно-технического прогресса, который разрешит все общественные процессы
цель проповедуемого ими образа жизни —“атараксия” — бесстрастие. так полагали представителистоической школы
протяженность — главный атрибутпространства
системность — этоодин из критериев научности
счастье – это отсутствие страха и страдания. так полагали представители школыэпикурейцев
уменьшение неопределенности в отношении взаимодействующих систем называетсяинформацией
в статье «героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)», изданной в сборнике «вехи» в 1909 году называет русскую революцию интеллигентскойс. н. булгаков
одна из функций научного познанияобъяснение
воплощение культурных ценностей приемущественно в материальной форме фиксируется в категориицивилизация
к познанию мира человека ведет свободное самодвижение «субъективного духа», несущего в себе искру духа абсолютного, так полагалгегель
практикой в диалектико-материалистическом понимании являетсявся совокупность человеческой преобразовательной деятельности
к критериям научности знания не относитсяобразность
вид познавательной деятельности, для которого не характерно стремление к выявлению глубинной сущностиобыденный
объект научного познания — этодействительность в целом
рецептурный характер носилапреднаука древнего востока
к уровням организации научного знания не относитсяметафизический
на каком уровне происходит выработка научных гипотезна теоретическом
для какого уровня характерно применение метода идеализациидля теоритического
для какого уровня характерно применение метода наблюдениядля эмпирического
на каком уровне происходит создание научной картины мирана метатеоретическом
принцип, согласно которому каждое утверждение в науке должно быть подтверждено опытомпринцип верификации
субъектом науки не может выступатьотдельный этнос
какое из выражений наиболее точно: каждая из наук имеет свой собственный…предмет исследования
предмет познания естественных наук — этоприрода
эпистемология разрабатывается в рамкахнаук о познании
группа методов, долгое время доминировавших в наукеестественно-математические
к типам научной рациональности не относитсяпостклассический
какой тип рациональности дольше всего доминировал в наукеклассический
выдвинули требование к философам отказаться от поисков первопричин, которыми занималась бесплодная «метафизика», представителипервой волны позитивизма
главной задачей считали создание теории научного познания, которая выражалась, прежде всего, в программе «очищения опыта», представителивторой волны позитивизма
в основе жизни лежит принцип наименьшей траты сил, а так как познание является аспектом жизни, то этот принцип распространяется и на познавательные процессы, в познании он выступает в форме принципа экономии мышления, — так полагалрихард авенариус
принцип, согласно которому только то предложение имеет смысл, которое прямым или косвенным образом допускает сведение к предложениям, обозначающим непосредственный чувственный опыт индивида, или протокольным предложениям ученого (фиксация опыта в предложении), — носит название принципаверификации
предложил «принцип терпимости», согласно которому можно выбирать («терпеть») любую избранную решением субъекта непротиворечивую логическую системурудольф карнап
полагал, что развитие научного знания происходит в результате конкуренции научно-исследовательских программ, составляющих «внутреннюю историю» наукиимре лакатос
провозгласил замену принципа верификации принципом фальсификациипоппер
развитие науки, происходит через периодическую коренную трансформацию и смену ведущих научных представлений и техники исследования (парадигм), т.е. через периодически повторяющиеся научные революции, по мнениютомаса семюэла куна
с точки зрения фейрабенда этот термин призван обосновать плюрализм в методологии научного познанияпролиферация
приходит к выводу, что познание представляет собой скорее возрастающий океан взаимно несовместимых (и, может быть, даже несоизмеримых) альтернатив, в котором каждая отдельная теория, каждая волшебная сказка, каждый миф являются частями одной совокупности, взаимно усиливают, дополняют друг друга и благодаря конкуренции вносят свой вклад в развитие нашего сознания.фейерабенд
направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого — выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и, в частности, построение на этой основе теории эволюции науки.эволюционная эпистемология
принцип возрастания и инвариантности знания под влиянием изменений условий опыта лежит в основегенетической эпистемологии
считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знанийкумулятивизм
полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихсяаккумулятивизм
характеризовалась возникновением теории относительности и квантово-полевой картины миравторая научная революция
учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельностинеклассический тип рациональности
расширяет поле рефлексии над деятельностью, учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами.постнеклассический тип рациональности
общество — этоустойчивая система связей и отношений между людьми
к социальным функциям человека относятсятруд и сознания
техномасса — этовсе то, что создано человеком, включая растения и животных
во взаимосвязи человека и общества, человек являетсяпредпосылкой и результатом социальных отношений
что побуждает человека к взаимодействию с другими людьмипотребности в определенных условиях существования
«социальный атом» — этогруппа людей,находящихся в непосредственном визуальном контакте
общественные отношения по своей природе бываютматериальными и духовными
политическая подсистема общества включаетсоциальные группы, общественные организации, политические институты, государство
уровни общественного сознанияобыденный и теоретический
социальная психология — этоэмоционально окрашенное отношение и оценка различных социальных процессов
предметом социальной философии являетсяособый вид реальности, отличный от природы и жизни отдельных индивидов
к основаниям существования и функционирования общества относятсяприродные условия, интерсубъективность, духовность
с точки зрения субъективного идеализма основой общественных отношений являетсясознание людей
движущими силами материального производства являютсяпроизводительные силы и производственные отношения
социальный институт этовид социальной деятельности, определяемый нормами и установками
государство — этоаппарат управления обществом посредством реализации отношений власти
цивилизация — этовоплощение культурных ценностей преимущественно в материальных формах
основанием для изменений полагает не экономику, чаще всего технико-технологический базис полагаютсторонники стадиально-цивилизационной модели развития общества
к сторонникам стадиально-цивилизационной модели развития общества относятсяясперс; ростоу
к сторонникам локально-цивилизационной модели развития общества относятсяданилевский; тоинби
пятью культурными типами: западным, православно-христианским, исламским, индуистским и дальневосточным представлен цивилизационный период в творчестветоинби
исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития, сторонникилокально-цивилизационной модели развития общества
теории о линейном характере развития общества впервые появляютсяв эпоху средневековья
в применении к обществу ризосома символизируетхаотичность и отсутствие какой-либо определенной направленности социальных процессов
в философский дискурс ввели термин ризосомаделез; гваттари
мир в целом, и общественная жизнь людей представляет собой совокупность огромного множества явлений, «единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни», — эта положение выражает позициюантиисторизма
к сторонникам антиисторизма относятсяхайек;мизес
а. шопенгауэр, ф. ницше, многочисленные представители экзистенциализма, сторонникиидеи регрессивного развития
трактует человеческую историю как неравномерное изменение этносов, детерминированное пассионарностью молодых, творческих, заряженных избыточной энергией общностей, борющихся за жизненное пространство со старыми, находящимися на стадии нисхождения в силу доминирования в их структуре субпассионариевгумилев
экстраполировал идею экономической цикличности и длинных экономических волн на социокультурную реальностьсорокин
главной опасностью для общности в постсовременном мире становитсяее информационная отсталость
характеризует общность с точки зрения способа ее взаимодействия с внешним миром и означает свободу перемещения людей, товаров, сырья, финансов, идей и вообще любых материальных и духовных ценностейоткрытое общество
в эпоху глобализации главным средством ресурсного обеспечения людей как в сфере взаимодействия с природой, так и в сфере отношений друг с другомнаучно-технический прогресс
автором интеллектуальной конструкции о конце истории являетсяфукуяма
макрокосм — этовселенная
традиционно человек рассматривается как единствотела души и духа
душа человека — этопереживания, эмоции и мысли человека
дух человека — этосфера высших, неутилитарных ценностей
предметом философской антропологии являетсясущность человека как особого рода бытия
причина, по которой невозможно создать общее (синтетическое) учение о человеке, собрав все существующие представления о немпринципиально разные предпосылки этих представлений
природные основания человекаособые анатомо-морфологические признаки и длительный период детства
культурные основания человекаспособность к созданию символических систем
суть антропологического кризисаотсутствие единой идеи человека
роль сми в антропологическом кризисеформирование толпы, массы, наблюдающей события со стороны и не несущей ответственности за эти события
с точки зрения марксистско-ленинской философии, человек — этобиосоциальная система
человек природный — этоабстракция, имеющая реальные основания
по мнению ж.-ж. руссо, отношение между природным и социальным в человеке следующеечем меньше в человеке социальности, тем больше в нем истинно человеческого
с точки зрения марксистско-ленинской философии, отношение между природным и материальным таковочеловек — часть общества, но общество не исчерпывает всего человека
три измерения бытия человекачеловек природный;социальный;духовный
фактор, интегрирующий биологическую и социальную ипостаси человекакультура
что является главным признаком самостоятельности личностиответственность
герменевтика этоискусство толкования текстов
один из принципов герменевтикинеобходимостьвыявить замысел автора
идея в. фон гумбольдта, изменившая представление о языкеязык является самостоятельным началом, создающим, а не отражающим реальность
суть критики языка философом-экзистенциалистом м. хайдеггером:современный язык является неподлинным в силу своей формализованности, связанности логикой и грамматикой
характеристика языка, на которую указыввал родоначальник феноменологии э. гуссерльконвенциальность и, как следствие, относительность
согласно швейцарскому лингвисту ф. де соссюру, речь, в отличии от языка, представляет собойсвободный акт человеческого творчества
семиотика — этотеория знаков и знаковых систем
техника — этолюбое техническое устройство или прием, помогающие сделать действия человека эффективными
к какому типу систем относятся технические обьектыестественно-искусственные системы
к иллюзиям по поводу техники относится утверждение о том, чтотехника является нейтральной по отношению к человеку
предметом изучения философии техники являетсяфеномен техники в целом, внутренние законы ее развития и место в общественной жизни
в чем состоит смысл техники с точки зрения деятельностного подходав усилении органов человека и возможностей его деятельности
принципы, лежащие в основе создания технических средствпринцип функционального моделирования и принцип дополнительности
к основным направлениям современной философии не относитсясенсуализм
современную философию не интересуют вопросы, связанные споиском истины
какое направление современной философии занимается истолкованием текстовгерменевтика
какое направление современной философии занимается исследованием бессознательногопсихоанализ
какое направление современной философии занимается проблемами человеческого бытияэкзистенциализм
какой элемент доминирует в психике, по фрейдубессознательное
какой из элементов психики,по фрейду, занимается различением реального и воображаемогосознание
какой из элементов психики, по фрейду, осуществляет репрессивные функции, мучая человека угрызениями совестисверхсознание
кто из перечисленных ниже философов не является экзистенциалистомгадамер
основной отличительной чертой человека, согласно экзистенциалистам, являетсяналичие свободы
к неофрейдистам не относитсяж.-ф. лиотар
автор понятия «коллективное бессознательное «к.г. юнг
в рамках неофрейдизмабольшое внимание удиляется анализу межличностных отношений
к постмодернистам не относитсяэ. фромм
мир в рамках философии постмодернизма предстаетнепознаваемым
что такое ризосома в философии постмодернизмасимвол неупорядоченности мира
человек в рамках философии постмодернизма осуществляется в процессеигры
бытие этовсе то, что существует тем или иным способом
сущность — этокачественная определенность вещей
существование этовнешнее бытие вещей
парменид характеризует бытие какединое и неделимое
демокрит отождествляет бытие сатомами
идеализм — это философское направление, которое исходит изидеи о том, что основа мира нематериальна
свойство этоспособность вещи определенным образом соотноситься с другими вещами
система этокомплекс взаимосвязанных элементов
материя этообъективная реальность, существующая вне и независимо от сознания
учение о бытии называетсяонтология
небытие — этоотсутствие наличного, качественно определенного существования
субстанция — этонеизменная, неуничтожимая основа бытия
что обеспечивает бытие/существование вещиустойчивые связи между ее частями
пространство — этопротяженность
время — этодлительность
движение — этолюбая перемена состояния вещи
каким тезисом можно выразить универсальность движениябыть — значит сохранять определенные состояния при постоянных изменениях
большинство исследователей отмечают, что самостоятельное творчество в области философии обнаруживается в россииво второй половине 18 века
показал, чем отличается развитие россии от развития запада, и выдвинул идею о том, что русские могут строить свое будущее, используя исторический опыт народов европы, и могут избежать их ошибок, повинуясь голосу просвещенного разума в своей работе «философические письма»п.я. чаадаев
выступали за преодоление отсталости россии, выражавшейся в реликтах патриархального общественно-экономического и нравственного уклада (выделите 2 ответа)белинский и грановский
указывали на самобытный характер развития российского общества и его культуры, основой самобытности россии и русской культуры считали православие, которое, будучи прямым продолжателем традиций византийской патристики, в гораздо большей степени, чем западные католицизм и протестантизм, сохранило чистоту христианской веры (выделите 2 ответа)хомяков и самарин
термин «соборность» в философии славянофилов обозначаетсвободное духовное единение людей в церковной жизни
оформление «русской идеи» через понимание, что россия как крупнейшее государство должна стать инициатором и главной опорой духовного объединения христианства принадлежитсоловьеву
был подчинен оправданию мира, включающего материальный космос и здешнее бытие с его хозяйственной деятельностью и исторической реальностью, далекой от совершенства, основной пафос религиозно-философских исканийбулгакова
отцом русского космизма чаще всего называютниколая федоровича федорова
свобода истолковывается не как врожденная, природная или социальная способность человека, а как первичная и фундаментальная реальность, проникающая во все сферы бытия – космос, общество и самого человеканиколаем александровичем бердяевым
занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революциивладимир ильич ульянов(ленин)
в трудах многих русских философов, таких как с.н. булгаков, п.а. флоренский, с.л. франк, присутствует идея синергии, суть которойв сотрудничестве бога и человека в деле преобразования материального мира
культурно-общественное движение русской эмиграции 20–40-х годов xx века, которое признавало самобытный путь развития россии, обусловленный наличием в ее культуре откровенно восточных элементов.евразийство
истинный национализм с точки зрения н.с. трубецкогооснован на признании необходимости самобытной национальной культуры
философская концепция, развивающая комплекс представлений о гармоническом единстве человека и вселенной, о их своеобразной взаимозависимости и взаимопроникновении, а также о средствах достижения такого состоянияантропокосмизм
«общее дело» с точки зрения великого русского мыслителя н. ф.федорова состоит (выберите 2 ответа)во всеобщей регуляции природы,управлении ее силами и в воскрешении предков
настаивал на применении к человеку искусственного отбора, с целью совершенствования человечества в целомконстантин эдуардович циолковский
представителем философии русского космизма и автором концепции «ноосферы» являетсявладимир иванович вернадский
изменения, которые не затрагивают сути предметавнешние
если новое, появившееся в процессе развития, качественно отличается от исходного большей жизнеспособностью, гибкостью, сложностью, способностью к дальнейшему развитию, богатством реализо-ванных возможностей, то можно говорить о том, этопрогрессивное развитие
системный эффект, возникающий при усложнении организа-ционной структуры, проявляющийся в том, что в системе появляется новое свойство, не присущие элементам этой системы —эмерджентность
эмерджентная концепция развития сложилась в работахсеэмюэль александер морган конви ллоид
исходит из допущения принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка из хаоса, делает акцент на нестабильности открытых систем, многообразии путей их изменения и развития, условиях устойчивого развития сложных структур  синергетика
к основным принципам диалектики относятпринцип всеобщей связи; принцип становления; принцип историзма
выдвинул идею открытой системы категорийгегель
категория, которая служит для обозначения целостности свойств предмета, необходимых и достаточных для его существования категориякачества
настаивает на неизменности определенного корпуса истин, а новация рассматривается как подрывающая основы знания и вообще порядкадогматика
подход, берущий свое начало от античных софистов, основанный на предположении о том, что нет абсолютной истины, есть разная по силе убеждения аргументация –софистика
в неклассической философии преобладаеттьер де шарден
обосновал понятия биосферы (сферы биологической жизни) и ноосферы (совокупности человеческих идей и их материализаций в технике и «теле цивилизации»)вернандский
природа, чтобы развиваться, должна быть единственной, самодостаточной, суверенной, нет потусторонних, нематериальных сфер и миров, руководящих миром материальным – это положение выражает суть принципаматериального единства мира
высшие психические функции человека (речь, самосознание, логическая память и др.) возникаю не в результате развития биологически заданных, «врожденных способностей», «талантов», .. а в результате воспитания в системе общества, — так полагалвыготский
научная деятельность человека является результатом развития поискового рефлекса животных, «рефлекса что такое», — так полагалпавлов
живое имеет специфическую сущность и закономерности, и изучаться оно должно особыми, несводимыми к физике и химии методами, — так полагаланохин
что значит, что диалектика атрибутивна человеческому мышлениюизначальна присуща человеческому мышлению
сознание — этовысший уровень духовной активности
формы отражения в живой природераздражимость,чувствительность,психика,сознание
психика характеризуетсяспособностью к опережающему отражению
материальной основой сознания являетсямозг
мышление этофункция сознания, выражающаяся в формировании понятий и оперировании ими
язык этосистема знаков, выступающих связующим звеном между мышлением и миром
эмоциональная сфера сознания включает в себяаффекты,настроения и элементарные эмоции
самосознание этоцелостность компонентов внутреннего и внешнего опыта человека
единственный метод изучения самосознания согласно у.джеймсуретроспективный
носителями общественного сознания являютсялюбые социальные группы
дух — этообъективно-идеальное начало
вера этонравственно-эмоциональный акт, связанный с целостно-смысловой структурой сознания
ментальность — этовнутренние структуры восприятия и мышления
эволюционные пласты структуры головного мозгаr-комплекс, подкорковые структуры,кора больших полушарий
информация — этоуменьшение неопределенности в отношении взаимодействующих материальных систем
идеальное (в онтологическом смысле) — этопротивоположность материального
знак — этоматериальный носитель информации
создает систему, в которой истина — это поступательное развитие разума, а противоречие — необходимый моментгегель
философско-мировоззренческая позиция, заключающаяся в критическом отношении у науке, ее положению в культуре и ее возможностям познанияантисайентизм
отрицает полностью возможность познания истиныагностицизм
целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств называетсявосприятием
форма мышления, демонстрирующая отношения между двумя и более классами предметов или признаковсуждение
истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей. так понимается истинав корреспондентной теории истины
истинными знаниями будут те, которые надёжно, эффективно, успешно «работают»: ведут человека к успеху, полезны для него, утверждаетпрагматическая теория истины
прагматическую теорию истины развивали в своих работахчарльз сандерс пирс; уильям джеймс; джон дьюи
экзистенциальную теорию истины развивали в своих работахсартр; камю
утверждает, что истинность знания не в том, что оно соответствует действительности, а в том, что оно является самосогласованным, логически связанным, непротиворечивымкогерентная теория истины
некритическое восприятие информации, субъективистские его интерпретации, обусловленные пристрастиями, оценочными предпочтениями и интересами, составляют спецификумнения
«сомнение приходит после веры»; развитая форма познания — научное познание — также покоится на вере в некоторые эмпирические высказывания, — так рассматривал соотношение веры и знаниявиткенштейн
когда вера доведена до достоверности, она разрушается, тогда это уже более не вера, а знание, — так полагаллокк
называет «предрассудком» положение о том, что только знание обладает достоверностью, доказательностью, истинностьюильин
«чем дальше человек стоит от научной лаборатории, тем более он иногда бывает склонен преувеличивать достоверность научных предположений и объяснений. полуобразованные люди слишком часто верят в «науку» так, как если бы ей было все доступно все» , — так о достоверности научного знания высказываетсяильин
в рамках какого философского направления сущность всего считается непознаваемойагностицизм
слово «философия» переводится каклюбовь к мудрости
в рамках какого философского направления реальносить признается существующей вне и независимо от сознания человекаобъективизм
философская наука о познании — этогносеология
философская наука о бытии — этоонтология
философская наука о ценностях — этоаксиология
в рамках гносеологии философы не занимаютсявыработкой моральных норм, целей, идеалов поведения
когда возникла философияв 1 тыс. до н.э.
тип мировоззрения, который сложился исторически первыммифологический
тип мировоззрения, не относящийся к теоретическомуобыденный
тип мировоззрения, формирующийся в результате осознанной деятельности по осмыслению мирафилософский
в рамках какого типа мировоззрения происходит «удвоение мира» на естественный и сверхестественныйрелигиозного
тип мировоззрения, основывающийся на деятельности воображениямифологический
тип мировоззрения, доминирующий в эпоху нового временинаучный
антидогматический тип мировоззрения, в рамках которого вырабатываются одновременно знания и ценностифилософский
основная проблема, решавшаяся философами милетской школыпроблема первоначала
анаксимен за первооснову всех вещей принималвоздух
источник происхождения всего сущего — некое бесконечное, «нестареющее» начало в представлении анаксимандраапейрон
атомы движутся в пустом пространстве хаотично, сталкиваются и вследствии соответствия форм,размеров, положений и порядков либо сцепляются либо разлетаются. так полагалдемокрит
гераклит полагал, что начало всего сущегоогонь
понятие «логос» в философском учении гераклита означает:всеобщий закон,действию которого подчинено все в мире
помимо бытия нет ничего. мышление и мыслимое есть бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем. так полагалпарменид
идея о том, что знание есть припоминание принадлежитплатону
метод вопросов, предполагающий помощь собеседнику в осознании сути добродетели и мудростимайевтика
все сущее происходит и состоит из двух основных начал — «формы» и «материи»аристотель
отметьте школу, в которой сократовская диалектика из орудия отыскания объективной истины превратилась в эристику — искусство спорамегарики
цель проповедуемого ими образа жизни — автаркия — «самодостаточность». так полагали представители школыкиников
счастье — это отсутствие страха и страдания. так полагали представители школыэпикурейцев
цель проповедуемого ими образа жизни — «атараксия» — бесстрастие. так полагали представителистоической школы
не плакать, не смеяться, а понимать — это идеалстоический
предпочитали отрицательную теологию, согласно которой ни один атрибут, понятный нашему уму, нельзя приписать богу, ибо он бесконечно далек, совершенен и великнеоплатоники
видел цель философии во спасении душипорфирий
мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворен богом из ничего, называетсякреационизм
кто из немецких классических идеалистов является субъективистом?фихте
принцип, согласно которому бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человекапровиденциализм
главная задача христианских апологетов состоялав обосновании преимуществ христианства перед язычеством
название периода творческого служения «отцов церкви» (iii-viii вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматикипатристика
выдающийся представитель патристики, автор книг «исповедь», «о граде божьем»августин
схоластика этотип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем
«верую, ибо абсурдно» — формула, которой можно выразить соотношение веры и знания, как его понималтертулиан
считали универсалии реально существующими, причем существование универсалий, предшествует существованию остальных вещей представителиреализма
предвосхитил экспериментально-математический метод исследования природылеонардо да винчи
автором априорного доказательства являетсяансельм кентерберийский
апостериорное доказательство — это доказательство, которое исходит изопыта
подчеркивают значимость и определяющую роль в богопознании необъективируемого духовного опытамистики
разрабатывал так называемую «метафизику света» и теорию «зародышевых доказательств»бонавентура
«единое есть все» — эта формуланеприемлима для христианского теизма
система взглядов, которые стремятся к отождествлению понятий «бог» и «природа» носит названиепантеизм
разрушил важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космосаниколай коперник
метод рассуждения от частного к общемуиндукция
метод умозаключения от общего к частномудедукция
основателем эмпиризма традиционно считаютф. бэкона
выражение «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения» отражает позициюэмпиризма
основное утверждение рационализма заключается в том, чторазум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
что означает исходный тезис философии декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»если я мыслю, следовательно, я существую
мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежитр. декарту
основным методом научного познания, по мнению ф. бэкона, должна статьиндукция
философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasaдж. локк
причинности как порождения одного другим, по мнению этого мыслителя, в нашем чувственном опыте нет, а в нем есть лишь следование одного за другим во времени. этим мыслителем являетсяд. юм
в вопросе о субстанции рене декарт придерживался позициидуализма
 б. спинозе
простая неделимая субстанция согласно лейбницумонада
внешний мир существует независимо от восприятий, бытие вещей состоит в их воспринимаемости — полагалдж.беркли
центром европейского просвещения в середине 18-го века былафранция
“если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать” – этой крылатой фразой не только критикует, но и предупреждает об опасности атеистического общества великий французский философвольтер
причиной неравенства в человеческом обществе ж.-ж. руссо считалсобственность
кто из немецких классических философов является агностиком?кант
кто «разбудил канта от догматического сна»юм
что лежит в основе развития, по гегелюсубстанция-субъект
что означает термин «априорное»доопытное
к какому направлению философии принадлежит гегель?идеализм
на чью философию опираются большинство современных мыслителейканта
с каим философом не согласно большинство современных мыслителей?с гегелем
над чем размышляет разум, по кантунад идеями
формы, в которых мыслит рассудок, по кантукатегориии
формы чувственности, по кантупространство и время
автор философии абсолютного тождествашеллинг
создатель теории «наукоучения»фихте
принципом наукоучения является«абсолютное я»
философ, утверждающий наличие развития в природешеллинг
чьи мысли продолжает развивать фихте в своем ученииканта
с чем фихте отождествляет яс сознанием
кто из немецких клаассических идеалистов является субъективистомфихте
человек в неклассической философии 19 века рассматривается каксущество, практически преобразующее реальность
диалектика мышления есть ни что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой природы и общества, — такая идея высказывается в философиик. маркса
центральной категорией марксизма является понятиепрактики
процесс исторического развития рассматривается как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе в философиик. маркса
является абсолютным началом бытия, с точки зрения артура шопенгауэраволя к жизни
выход из бесконечной череды жизненных страданий согласно воззрениям а.шопенгауэра состоит вподавлении в себе воли к жизни, любой активности
необузданное, страстное, иррациональное, не имеющее никаких закономерностей и не ограниченное рамками стремление, идущее из недр самой жизни, ницше называетдионисийским началом
философия сократа, с точки зрения ф. ницше — это средствонавязать миру логические схемы
настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа.с. кьекегор
исходной точкой для достижения истины с. кьекегор называетотчаяние
комплекс вопросов о сущности и строении разума, который был одновременно и вопросом о сущности и строении мира, становится главной темойв классической философии
отказывается от претензий на систематическую целостность при конструировании картины реальности, на способность разума постичь эту реальность, веру в естественную упорядоченность и разумность мира, на наличие в нем внутренней логикинеклассическая философия
начинается переход к жесткой постмодернистской атаке на сами основания понимания природы философского знания на этапе постнеклассической философии
мыслят философию исключительно как науку, полагают, что она должна строиться по типу любой другой “позитивной” науки и отвечать всем критериям научностисторонники сциентизма
отстаивают принципиальную несовместимость философского и научного подходов к миру и жизнисторонники антисциентизма
философия должна быть не размышлением о началах бытия, не рациональной формой его познания, а общим методом решения проблемы практической деятельности людей, причем главным в этой деятельности представляется ее результативность, — такова суть концепциипрагматизма
полагает, что положения науки, должны рассматриваться подобно любым верованиям, как привычки или готовность действоватьч.пирс